Сила опоры, принятие прибежища и порождение альтруистического намерения
Ваджраяна является символом высшего этапа развития индийского буддизма. В отличие от Махаяны, которая предлагает путь к просветлению длиной в несколько кальп, то есть миллиардов лет, Ваджраяна является ее ответвлением и привлекает своих адептов тем, что состояния буддовости достигается за одну жизнь, пребывая при этом в своем теле.
В начале словом «ваджра» обозначался скипетр бога грома и молнии Индры. Сейчас имеет и другие значения, в том числе одно из значений — «алмаз», по старинному – адамант.
Практика Ваджрасаттвы
Как известно многим, алмазы отличаются своей твердостью
благодаря этому слову, «ваджра» в буддийском мире стала означать неуничтожимое состояние и совершенство просветленного сознания, возникающего внезапно, как вспышки молний. Иногда Ваджраяну называют Алмазным путем или колесницей.
Описание божества. В буддийский ритуалах иногда используется ваджра, которая напоминает древний скипетр. Он символизирует:
· Пробуждение сознания
· Сострадание – кануру
· Искусный метод – упаю
Ваджуру видно в правой руке Ваджрасаттвы. В Тибете он получил название Дордже Семпа, что означает «алмазный ум». Его упоминание можно встретить в двух сутрах, это Ваджжрасекхара и Махавайрочана.
Ваджрасаттва- это олицетворение
Будды, помогающего убирать все отрицательное из кармы человека. На изображениях он чаще всего показан с ваджрой, которая прижата к сердцу, в левой руке у него колокольчик, расположенный полой частью вверх.
В буддийской практике колокольчик ассоциируется с мудростью и пустотой. Таким образом у Ваджрасаттвы в руках нашлось напоминание о том, как достичь просветления, необходимо соединить метод и мудрость, сострадание и пустоту.
Как правило, Ваджрасаттва изображен сидящим на плоской луене, лежащей на цветке лотоса. Его ноги скрещены, ступни повернуты вверх, в позе, которая называется Ваджрасана.
Тело божества схоже с изображением других будд, но олицетворяет он разум, которому известно все.
На теле божества множество различных украшений, таких как серьги, ожерелья, диадема и многое другое. Все украшения имеют свое значение и символизируют разные грани ума Будды.
В диадеме имеются 5 украшений, которые выделяются и символизируют 5 Мудростей, которыми овладело божество в совершенстве. Название она носит Пятерица Тахтагат, в которые входят 5 скандх:
· Рупа (материальное тело, соотносится с буддой Вайрочана)
· Ведана (восприятие с Ратнасамбхава)
· Самджня (умственные действия и выводы с Амитабха)
· Самскара (проявление кармы с Амогхасиддхи)
· Виджняна (различающее сознание с Акшобхья)
Тело Ваджрасаттвы имеет белоснежную кожу, это признак чистоты. В любой форме изображения что в гневной, что в мирной он обнимает супругу. Его гневнео изображение – Вишуддха Херука. На этом изображении он с шестью руками, синего цвета и в нижних руках он держит капапы (чаши в форме черепа, которые напоминают о непостоянстве всего существующего) в верхних руках оружие. Кто-то считает, что практика его тантры приведет прямо к просветлению.
Четкое удержание и визуализирование
этого изображения у себя в уме, нужно размышлять о нем и трижды произнести:
Я принимаю прибежище в Трех Драгоценностях.
Я освобожу всех живых существ и приведу их к пробуждению.
Посему, я совершенным образом зарождаю настрой, устремленный к достижению просветления ради блага всех живых существ
Как совершить процедуру очищения
У каждого человека карма складывается из 4 составных частей:
· Объект
· Мотивация
· Действие
· Завершение
При участии всех четырех частей, то карма проявится с небывалой мощью в отрицательном или положительном смысле. Практика Ваджрасаттвы создана для очистки негативной кармы. Когда она образуется.
В крия-тантре имеется много медитативных созерцаний
Гелуглинская школа рекомендует созерцать Ваджрасаттву перед сном. Пригодятся и четки с выделяющейся 21 бусинкой, чтобы избежать счета количества мантр и начитывать стослоговую мантру Ваджрасаттвы от 21 до 108 раз:
ОМ ВАДЖРАСАТТВА САМАЯ МАНУПАЛАЯ ВАДЖРА
САТО ТИНОПА ТИТО ДЕНДУ МЕМБАВА
СУТОКАЙЕ МЕМБАВА СУПУКАЙЕ МЕМБАВА АНУРАКТО
МЕМБАВА САРВА СИДИМЕ ТРАЯЦА САРВА
КАРМА СУЦАМЕ ЦИТАМ ЧИРИЯМ КУРУ
ХУМ ХА ХА ХА ХА ХО БХАГАВАН
САРВА ТАТХАГАТА ВАДЖРА МАМИ МУНДЗА
ВАДЖРАБХАВА МАХА САМАЯ САТТВА ХУМ ПЕ
Иногда можно произносить её сокращённый вариант: ОМ ВАДЖРА САТТВА ХУМ.
Сначала необходимо визуализировать Ваджрасаттву перед собой, а затем – над своей головой, сидящим на лотосе.
Некоторые из тибетских школ советуют делать 4 практики каждый день. Но все школы отмечают, что мало просто представлять и начитывать мантру, нужно создать 4 условия для устранения негативной кармы, это
· Покаяние
· Потенциал опоры
· Очищение ума
· Сила решимости
Перед тем как начать садхану нужно создать мотивацию, подумать о гораздо эффективной помощи всем живым существам на своем пути становления бодхисатвой после очищения кармы.
После чего нужно искренне раскаяться, медитируя при этом на изменчивость и успение, сосредоточиться на 3 реальностях, существующих у каждого человека:
· Когда-нибудь наступит смерть
· Время окончания жизни никому неведомо
· В момент ухода адепту поможет учение, это не смогут сделать материальные вещи
Итоги
После нужно подумать об огромном объеме негативной кармы, накопленном за несколько своих жизней посредством неправильной речи, действ.ий и помыслов.
В соответствии с этим законом, какая причина создана такое следствие и получено, это непреложно для кармы. Отрицательная карма схожа с ядом, она действует незаметно и от ее действия невозможно скрыться.
С действием с закона причины и следствия, карма действует по такому же принципу, ее проявление неизбежно придется испытать.