Только, наверное, люди, которые увлекаются практиками йогой и буддизма задавались вопросом, в чем же их отличие?
На Западе йога и буддизм относятся к экзотичным духовным традициям Востока и являются очень подобными практиками.
Несмотря на то, что йога и буддизм развивались как две очень схожие практики и у них много общего, различия между ними все-таки есть, а именно во взгляде на жизнь самости, Бога и души.
Является ли йога частью буддизма?
Как говорил один из последователей йоги, Дэвид Фроули
«обыкновения йоги говорят о ее внутренней жизни самости или же Атмана, которая является истинной природой не только сознания, но и аутентичного «Я» или же души и Бога как Создателя, хранителя и разрушителя вселенной». Чтобы найти свой путь и самореализоваться, необходимо соблюдать веру в Атман и быть преданным Богу. Но существуют различия между Атманом и собственным эго, которые можно ошибочно счесть идентификацией Пуруши или же жить в гармонии со своим внутренним существованием, телом, разумом и окружающим нас миром.
Практика буддизма работает совсем иначе, она не поддерживает жизнь фундаментальной самости и Бога. Буддизм отдает предпочтение в развитие ментальных систем нашего окружающего мира. Сами буддисты пропагандируют и повествуют о том, что карма и обусловленность кармой может быть объяснима благодаря возникновению живых существ и иллюзией самости, на самом то деле это и не считается самостоятельной сутью или же Атманом. Если же вы укажите буддисту на то, как выражается самость, то для вас поступить следующий ответ, заявляет Фроули: «это всего лишь на всего конструкция, минутная идея или же ощущение, это то, что не будет жить вечно».
Для западных практиков есть все шансы, чтобы овладеть собой и получить действительно высокие результаты сочетая две практики йоги и буддизма. Йога в наше время доступна для всех европейцев и практиковать ее может абсолютно каждый, ведь теперь практика йоги не требует отворачиваться от своей веры в индивидуализме, от жизни самости, от Бога или же своей души. И ведь и вправду нынешняя йога совсем не похожа на классическую йогу, и как вы можете заметить она объединяет в себя все системы верований. Практика буддизма, наоборот, не одобряет таких взглядов и полагает, что все это полнейший бред. Для обычного йога с запада буддизм может показаться чуждым или нигилистическим учением.
Важно понимать, йога уже не похожа
на ту йогу, которую практикуют в Индии и которая описана в античных текстах. На западе чаще всего практикуют асаны, все остальные практики можно отнести к медитациям. Но именно медитация относится к самопознанию себя и реализации, что и считается главной практикой в йоге.
Практика передовых стилей хатха-йоги, к примеру аштанга-виньясы, йоги Айенгара или же другого стиля, делающего упор на практику асаны, имеет возможность значительно посодействовать и в буддийской практике. Каждодневная практика асаны помогает улучшить дисциплину, благодаря чему становится намного проще начинать вести практику по медитации на регулярной основе.
Во время постоянных сессий медитаций и практик, тело становится более гибким, сильным и выносливым, благодаря этому становится намного проще применять и совершенствовать практики. Например, в учении шаматхи, где мы стараемся обрести спокойное и устойчивое состояние ума, поза играет важную роль, и поэтому йога асаны отлично помогает освоить эту и другие практики.
Определённая концентрация на практике асаны, учит нас вести наблюдение за своим телом и разумом, а к примеру практика пранаямы, учит сосредотачиваться на своем дыхании. Шавасана, или же поза трупа, может помочь научиться расслабляться, и это высокая награда, которую может получить йог во время практик.
Если не обращать внимание на все различия
между йогой и буддизмом, можно смело считать эти практики предназначены для познания себя, своего тела и разума, путем практик по медитации. Йога и буддизм действительно имеют много общего, в том числе и этических установок, они обе против привязанности и насилия. Эти две практики направлены на то, чтобы очистить свою карму и заново переродиться, обрести свободу благодаря методам высшего самопознания и постижения «истинной» действительности. Йога и буддизм борется за то, чтобы избавить все человечество от мучений, которые свойственны для всего живого, прибегая к помощи реализации своего сознания.
С философской точки зрения все выглядит иначе. Все это из-за того, что почти все главные понятия и формулировки йоги и буддизма обусловлены различными определениями. Если мы желаем совмещать хатха-йогу и буддизм, очень важно не путать философские взгляды этих двух практик.
Сходства между философией йоги и буддизма
С философской точки зрения у йоги и буддизма есть похожие черты:
— Обе практики ведут рассказ о карме и перерождении.
— Наше обычное восприятие действительности искажены авидьей – неосознаванием того, как всё есть на самом деле. Как раз это считается движущей мощью кармы и перерождения.
— По причине нашего искажённого видения действительности появляются клеши – это эмоции, которые нас беспокоят, например, как злость, привычка или надменность.
— Для освобождения от искажённого восприятия, необходимо праджня, то есть истинное осознание действительности.
— Желаете, чтобы сознание оставалось в вашем уме, вам необходима самадхи – концентрация.
— Для того, чтобы достигнуть состояния самадхи, в начале необходимо пойти по стопам этической дисциплины. В йоге для этого применяются определения яма — всеобщая этика и нияма — личная этика, а в буддизме термин шила — этическая самодисциплина.
— Тренируя такими методиками свой ум, мы достигаем мокши – высвобождения от кармы и перерождений.
Эти идеи связаны и похожи друг на друга, но, если их обобщить и задуматься о том, что они очень похожи, это может привести к большому недопониманию этих двух методик и практик.
Впрочем, какими бы не были маленькие расхождения между двумя данными учениями, классическая йога и буддизм, имеют одну совместную задачу – к познанию собственной самореализации своей души и просветлению при поддержке всех экспериментов и всевозможных приёмов с телом человека и своим разумом.