Исихазм — духовная монашеская практика в Православии, заключающаяся в созерцании Божественного света, излучаемого чистым сердцем. Термин «исихазм» произошёл от греческого ἡσυχία [исихия], что означает спокойствие, тишина, уединение.
Впервые понятие исихазма встречается в писаниях, датируемых III веком нашей эры, но только в 1351 году благодаря Григорию Паламе он получил признание и был провозглашён официальным православным учением.
Практика исихазма: через сердце к Богу
На Руси практика исихазма появилась благодаря Сергею Радонежскому
Его последователи разнесли знание по всей земле русской. Монашеские кельи можно было встретить на Валаамских островах и Соловках, в пещерах Пскова и лесах Волока Ламского, в скитах Заволжья и Брянска.
В основе исихазма идея о том, что Бога нельзя познать логическим умом, но Его присутствие можно почувствовать. Если приложить величайшую волю, усилие и настойчивость, то снизойдёт Божья благодать и поселит в душе молящегося покой и умиротворение.
В исихазма выделяют 3 основных течения:
- отшельничество, молчальничество;
- практика повторения Иисусовой молитвы;
- учение святого Григория Паламы о нетварных энергиях.
В Православии практика исихазма
состоит из 6 последовательных, шагов:
- Очищение сердца. Вознамерившись пройти путь к огню Божию, человек должен начать с очищения ума от материальных забот и мыслей о чувственных усладах, стать аскетичным в быту и пище. После того, как ум станет устойчив, наполните его мыслями о Боге. Такая молитва называется умно-сердечная. Вслед за умом очищается сердце молящегося, его покидают страхи, тревоги, уходит жестокосердие. О важности повторения молитвы проповедовал Иисус, говоря, что спасены будут те, кто встретят смерть с молитвой на устах.
- Уединение. Все практики исихазма следует проводить в уединённой келье, в тишине и полумраке. Это помогает достичь максимального сосредоточения в диалоге с Богом.
- Умное делание. Благодаря медитациям и дыхательным упражнениям, ум концентрируется в области сердца, в котором находится душа.
- Непрестанная молитва и прославление имени Божьего. При произношении молитвы особое внимание уделялось чистоте молитвы, произносили её непрестанно с особым трепетом и благоговением (трезвением). Молению, как разговору с Богом, монахи посвящают жизнь.
В литературе выделяют три вида молитвы: словесную, мысленную и сердечную (или умно-сердечную). Словесная молитва творится языком, ум и сердце остаются глухи; мысленная — свершается в уме, который вникает в слова молитвы. Третий вид и есть исихастская молитва. Отличительная черта такой молитвы в том, что звучит она из глубины сердца, произносимая умом. Если мысли чисты, то молитва «самодвижной». Монах занимается повседневными заботами, праведным трудом, служит Богу, при этом молитва его не прерывается.
- Безмолвие. Благодаря непрестанной молитве энергия ума опускалась в сердце и наполняла его спокойным принятием. У исихастов не было потребности нарушать тишину суетными беседами и рассуждениями о бренном. Только диалог с Богом заполнял собой тишину.
- Явление нетварного Фаворского света, как вступление в Богообщение. В завершении практики перед молящимся непременно откроется Божественный свет, изливающийся из сердца. В этот самый момент человек увидит Бога, и это будет его собственная душа.
Все эти шаги составляют путь священнобезмолвия
являющийся основой традиции исихазма на Руси. Видоизменяясь и трансформируясь в каждом поколении последователей, древнейшая практика приобретала отдельные традиции, нанесённые личным опытом и особенностями эпохи.
Исихастом может стать тот, чья жизнь посвящена служению, кто отрёкся от мирского, освободился от кандалов материального, кто жаждет созерцательного и молитвенного общения с Господом. Ум исихаста находится под строгим контролем, с годами сторонние мысли перестают посещать его, и в сознании наступает торжество имени Иисуса Христа, подкрепляемое беспрерывным молением.
Сердце человека — есть сам человек! В области сердца сосредоточены ум, эмоции, воля, нравственность, поэтому истинной целью всей жизни христианина становится очищение сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Последователями исихазма стали не только представители монашеского сословия. В Византии XIV века учение распространилось среди всех социальных слоёв общества. Монахи, бежавшие от мирской суеты, исполняли важную миссию и несли в мир знание о поиске света Божьего через созерцательное безмолвие, таким образом пропасть между монастырем и светским миром сократилась до размеров ручья. На Руси преподобный Серафим Саровский проповедует все то же учение, неся народу знание о том, что , что «можно, и в миру живучи, получить такую же благодать, как и в отшельничестве».
В середине XX века Г.М. Прохоров
впервые употребил термин «политический исихазм», обозначающий период, когда исихасты занимали большую часть государственных и церковных постов, должностей, оказывали большое влияние на политику, как внутреннюю, так и внешнюю, экономику, деятельность церкви.
При этом исторический опыт свидетельствует о том, что молитву легко потерять, она нуждается в постоянной практике, уединении, тишине, памяти о Боге, не терпя суеты, мирских забот и лености . Большинство видов деятельности совместить с непрестанной молитвой оказалось невозможно.
Исихазм в философии рассматривает человека, как отдельную частичку Вселенной, вмещающую в себя всю Вселенную, все знания мира. Совершая грехи, люди затемняют душу и отдаляют образ Господа от себя, те же, кто живет, следуя библейским заповедям, очищают душу и приближаются к Высшим силам. Бог предстаёт миру в своих действиях, в силе, любви, мудрости.
При всей кажущейся мистичности исихазма, есть и вполне материальное объяснение происходящим трансформациям сознания. При длительном чтении определённых ритмичных молитвенных строк человек впадает в трансовое состояние и «уходит в себя». Это состояние и есть просветление. При этом очевидно что исихасты не видят физическое тело Христа, но в момент перемещения ума в область сердца пред ними открывается духовное понимание Его существования.
Есть распространённое мнение, что исихазм схож с буддийскими практиками и медитативными практиками Востока. Схожесть есть, но она весьма поверхностна—во всех случаях обязательным элементом является аскетизм,похожи и способы молитвы. В буддизме медитации приводят к отрешению от мирских забот и всего бренного с целью обретения вечного покоя. Православный исихазм является инструментом для воссоединения души с Богом. Классическая индийская философия не ставит Бога на первое место, она закольцованный вокруг человека.
Практика исихазма и сегодня имеет сторонников среди монашеского сословия, особенно много последователей традиции можно найти в монастырях и пустынных кельях греческого Афона, скитах Молдовы и Великобритании.