Практика исихазма: через сердце к Богу

Исихазм — духовная монашеская практика в Православии, заключающаяся в созерцании Божественного света, излучаемого чистым сердцем. Термин «исихазм» произошёл от греческого ἡσυχία [исихия], что означает спокойствие, тишина, уединение.

Впервые понятие исихазма встречается в писаниях, датируемых  III веком нашей эры,  но только в 1351 году благодаря Григорию Паламе он получил признание и был провозглашён официальным православным учением.

Практика исихазма: через сердце к Богу

На Руси практика исихазма появилась благодаря Сергею Радонежскому

Его последователи разнесли знание по всей земле русской. Монашеские кельи можно было встретить на Валаамских островах и Соловках, в пещерах Пскова и лесах Волока Ламского, в скитах Заволжья и Брянска.

В основе исихазма идея о том, что Бога нельзя познать логическим умом, но Его присутствие можно почувствовать. Если приложить величайшую волю, усилие и настойчивость, то снизойдёт Божья благодать и поселит в душе молящегося покой и умиротворение.

В исихазма выделяют 3 основных течения:

  • отшельничество, молчальничество;
  • практика повторения Иисусовой молитвы;
  • учение святого Григория Паламы о нетварных энергиях.

В Православии практика исихазма

состоит из 6 последовательных, шагов:

  1. Очищение сердца. Вознамерившись пройти путь к огню Божию, человек должен начать с очищения ума от материальных забот и мыслей о чувственных усладах, стать аскетичным в быту и пище. После того, как ум станет устойчив,  наполните его мыслями о Боге. Такая молитва называется умно-сердечная. Вслед за умом очищается сердце молящегося, его покидают страхи, тревоги, уходит жестокосердие. О важности повторения молитвы проповедовал Иисус, говоря, что спасены будут те, кто встретят смерть с молитвой на устах.отшельничество, молчальничество;
  2. Уединение. Все практики исихазма следует проводить в уединённой келье, в тишине и полумраке. Это помогает достичь максимального сосредоточения в диалоге с Богом.
  3. Умное делание. Благодаря медитациям и дыхательным упражнениям, ум концентрируется в области сердца, в котором находится душа.
  4. Непрестанная молитва и прославление имени Божьего. При произношении молитвы особое внимание уделялось чистоте молитвы, произносили её непрестанно с особым трепетом и благоговением (трезвением). Молению, как разговору с Богом, монахи посвящают жизнь.

    В литературе выделяют три вида молитвы: словесную, мысленную и сердечную (или умно-сердечную). Словесная молитва творится языком, ум и сердце остаются глухи; мысленная — свершается в уме, который вникает в слова молитвы. Третий вид и есть исихастская молитва. Отличительная черта такой молитвы в том, что звучит она из глубины сердца, произносимая умом. Если мысли чисты, то молитва «самодвижной». Монах занимается повседневными заботами, праведным трудом, служит Богу, при этом молитва его не прерывается.

  5. Безмолвие. Благодаря непрестанной молитве энергия ума опускалась в сердце и наполняла его спокойным принятием. У исихастов не было потребности нарушать тишину суетными беседами и рассуждениями о бренном. Только диалог с Богом заполнял собой тишину.
  6. Явление нетварного Фаворского света, как вступление в Богообщение. В завершении практики перед молящимся непременно откроется Божественный свет, изливающийся из сердца. В этот самый момент человек увидит Бога, и это будет его собственная душа.

Все эти шаги составляют путь священнобезмолвия

являющийся основой традиции исихазма на Руси. Видоизменяясь и трансформируясь в каждом поколении последователей, древнейшая практика приобретала отдельные традиции, нанесённые личным опытом и особенностями эпохи.

Исихастом может стать тот, чья жизнь посвящена служению, кто отрёкся от мирского, освободился от кандалов материального, кто жаждет созерцательного и молитвенного общения с Господом. Ум исихаста находится под строгим контролем, с годами сторонние мысли перестают посещать его, и в сознании наступает торжество имени Иисуса Христа, подкрепляемое беспрерывным молением.

Сердце человека — есть сам человек! В области сердца сосредоточены ум, эмоции, воля, нравственность, поэтому истинной целью всей жизни христианина становится очищение сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Последователями исихазма стали не только представители монашеского сословия. В Византии XIV века учение распространилось среди всех социальных слоёв общества. Монахи, бежавшие от мирской суеты, исполняли важную миссию и несли в мир знание о поиске света Божьего через созерцательное безмолвие, таким образом пропасть между монастырем и светским миром сократилась до размеров ручья. На Руси преподобный Серафим Саровский проповедует все то же учение, неся народу знание о том, что , что «можно, и в миру живучи, получить такую же благодать, как и в отшельничестве».

В середине XX века Г.М. Прохоров

впервые употребил термин «политический исихазм», обозначающий период, когда исихасты занимали большую часть государственных и церковных постов, должностей, оказывали большое влияние на политику, как внутреннюю, так и внешнюю, экономику, деятельность церкви.

При этом исторический опыт свидетельствует о том, что молитву легко потерять, она нуждается в постоянной практике, уединении, тишине, памяти о Боге, не терпя суеты, мирских забот и лености . Большинство видов деятельности совместить с непрестанной молитвой оказалось невозможно.

учение святого Григория Паламы о нетварных энергиях.

Исихазм в философии рассматривает человека, как отдельную частичку Вселенной, вмещающую в себя всю Вселенную, все знания мира. Совершая грехи, люди затемняют душу и отдаляют образ Господа от себя, те же, кто живет, следуя библейским заповедям, очищают душу и приближаются к Высшим силам. Бог предстаёт миру в своих действиях, в силе, любви, мудрости.

При всей кажущейся мистичности исихазма, есть и вполне материальное объяснение происходящим трансформациям сознания. При длительном чтении определённых ритмичных молитвенных строк человек впадает в трансовое состояние и «уходит в себя». Это состояние и есть просветление. При этом очевидно что исихасты не видят физическое тело Христа, но в момент перемещения ума в область сердца пред ними открывается духовное понимание Его существования.

Есть распространённое мнение, что исихазм схож с буддийскими практиками и медитативными практиками Востока. Схожесть есть, но она весьма поверхностна—во всех случаях обязательным элементом является аскетизм,похожи и способы молитвы. В буддизме медитации приводят к отрешению от мирских забот и  всего бренного с целью обретения вечного покоя. Православный исихазм является инструментом для воссоединения души с Богом. Классическая индийская философия не ставит  Бога на первое место, она закольцованный вокруг человека.

Практика исихазма и сегодня имеет сторонников среди монашеского сословия, особенно много последователей традиции можно найти в монастырях и пустынных кельях греческого Афона, скитах Молдовы и Великобритании.

Инна

Здравствуйте, меня зовут Инна, и я занимаюсь йогой более 10 лет, за это время я наработала огромный опыт, это сайт я создала чтобы делиться полезной и практической информацией с вами! Буду благодарна, если вы опишите свой опыт или мнение в комментарии, успехов вам в йоге, надеюсь она принесёт только пользу и радость

Оцените автора
YogaPoza.ru
Добавить комментарий