В повседневной жизни мы, как правило, испытываем различные состояния, которые постоянно меняют друг друга. В процессе жизни мы привыкаем к их проявлениям (падение и подъем, радость и печаль и т.д.) и осмысливаем природу их возникновения. Эти состояния вызваны свойствами тела, а также двойственностью и познанием «Я».
Все испытываемые эмоции нам понятны, и мы можем их охарактеризовать, что же касается духовной практики, то такие состояния несколько иного характера.
Випашьяна — это состояние в медитации, которое нельзя описать словами (выходящее за границы). В буддийской практике есть много способов достижения полного сосредоточения.
Шаматха и випашьяна – состояния в медитации
Независимо от того, каких духовных высот мы стараемся достичь, для этого необходимо иметь отличное сосредоточение. Без этого невозможно развить до нужного уровня свои качества, а также поддерживать их в таком же состоянии. Данная тема довольно сложная, в буддийском учении присутствуют разные виды сосредоточения. Исходя из этого, для понимания сути текстов, а также что конкретно необходимо развивать на каждом этапе духовного пути, нужно научиться различать данные состояния.
Виды сосредоточения
Умственная устойчивость — одно из состояний ума, имеющих ключевое значение. Она позволяет избавить ум от эмоциональной «шелухи». Для достижения умственной устойчивости необходимо трудиться над концентрацией (сосредоточением). Умственная фиксация — это концентрация внимания на конкретном объекте либо умственном состоянии, примером которого можно считать страсть либо гнев.
В соответствии с «Сокровищницей особых разделов знания», автором которой является Васубандху (великий индийский мастер), каждому моменту человеческого познания соответствует определенный уровень умственной фиксации. Исходя из этого, сосредоточение является понятием не постоянным, которое варьируется от полной концентрации до полного ее исчезновения. Когда сосредоточение достигает высшего уровня, внимание фиксируется на объекте без движения и находится в ясном состоянии. Иными словами, оно не подвержено движению либо пассивности ума и его невозможно ничем отвлечь. Такая стадия умственной фиксации имеет определение — поглощенное сосредоточение.
Следующей стадией является полная поглощенность, которая достигается, когда поглощенное сосредоточение работает на четыре благородных истины. Иными словами, такая концентрация является медитативным равновесием.
За стадией полной поглощенности следует «последующее достижение». На данной стадии медитации концентрация работает на то, что объект либо явление похожи на иллюзии. Данная стадия, когда мы осознаем, что все аналогично иллюзии, нередко может длиться в период медитации над иными темами, а иногда и между практиками медитации. Но оно всегда вызвано полной поглощенностью (пустостью).
Препятствия для сосредоточения
Для совершенствования нашей концентрации необходимо работать над преодолением пяти препятствий для сосредоточения:
— умственной подвижности и сожаления,
— враждебности,
— затуманенности сознания и сонливости,
— стремления встретить воображаемые объекты (ум трансформируется в данном направлении),
— нерешительности.
Перечисленные препятствия приводят к умственной подвижности, то есть отвлеченности, а также вялости ума. Подвижность ума происходит в случае, если «умственный клей» памятования перестает фиксировать объект концентрации из-за отвлечения на объект желания или на сожаление. Возможно полностью потерять умственное удерживание; несколько ослабить его, то есть, продолжая удерживать, допускаем разного рода мысли; возможно возникновение желания отпустить объект.
Вялость ума случается, когда памятование, вследствие затуманенности ума либо нерешительности, утрачивает удержание желаемого объекта. Возможно утрата четкости объекта, полная утрата умственной фиксации либо ум теряет способность в какой-либо момент сохранять яркость.
Шаматха — умиротворенное и устойчивое состояние ума
Шаматха — что это? Это устойчивое и умиротворенное состояние ума, которое может быть достигнуто в результате сознания ума, но не других органов чувств. Это особое состояние, когда препятствия к концентрации отсутствуют и ум сосредоточен на конкретном образе либо состоянии. Это выше поглощенного сосредоточения — медитация, в которой отсутствуют отвлечения, однако, еще имеет место двойственность (исследующий и объект исследования). Кроме того, шаматхе присущ такой умственный аспект как готовность (физическая и умственная).
Чувство готовности (физической и умственной) представляет собой способность осуществлять что-либо (к примеру, сохранять полную концентрацию на объекте). Оно позитивное и расслабленное, не доставляющее беспокойство.
Шаматха относится к стабилизирующему виду медитации. Шаматха с поглощенным сосредоточением концентрируется, к примеру, на дыхании, при этом, наблюдается верное восприятие (в данном случае, восприятие его изменчивости) с памятованием данного факта.
Асанга и Камалашила (великие индийские мастера), представляют целый перечень объектов, помогающих развить шаматху и упоминают о характерной особенности каждого из них, памятование которой необходимо сохранять. К таким объектам относятся, помимо, к примеру, дыхания, объекты, помогающие избавить поведение человека и состояние его ума от проблем. В качестве примера, можно развить шаматху, сконцентрированную на собственном теле с верным восприятием его несвежести. Это помогает справиться с привязанностью к телу.
Надо отметить дополнительный фактор шаматхи — экстрасенсорное осознание, к примеру, читать мысли окружающих либо видеть на расстоянии. Важность обладания такими способностями отметил мастер Атиша в «Светоче на пути к просветлению», так как они приносят пользу людям.
Начинающие заниматься медитацией
обнаруживают такую особенность, что в их уме возникает все больше и больше мыслей, нежели до медитации. Однако, это не совсем так, это состояние можно сравнить с нашим движением по улице мимо движения машин, на которое мы не обращаем внимания. Однако, стоит нам присмотреться, мы видим, как их много, слышим звуки и т.д. Тоже самое касается и занятий медитацией, когда мы осознаем свое состояние сознания. Из 9 стадий шаматхи, это первая стадия. Когда мы фокусируем внимание свыше двух минут, это уже «продолженная медитация», которая считается второй стадией и разница с первой заключается во времени. Третья стадия сосредоточения — когда получается удерживать объект на протяжении 4-5 минут при этом, мы видим отвлечение и способны вернуть сознание к желаемому объекту. Для четвертой стадии характерно постоянное сохранение объекта, при этом внимание может быть сконцентрировано на нем не полностью, оно может отвлекаться. На пятой стадии вы можете контролировать объект медитации довольно уверенно, отвлечений уже нет, но возможно ослабление объекта. Для шестой стадии характерно ощущение бдительности, которая позволяет устранить умственные отвлечения (притупленность). На седьмой стадии еще имеют место помрачнения сознания, поэтому не стоит терять бдительность. На восьмой стадии не бывает отвлечений и помех, но для того, чтобы достичь шамадхи необходимы некоторые усилия. На девятой стадии не требуется никаких усилий, вы ощущаете телесной умиротворение, независимо от того, какую позу вы приняли. После, в процессе медитации, вы получаете умственное умиротворение и безмятежность, называемое шаматхой.
Дзогчен считается простой практикой, основным моментом которой является естественность, полное расслабление себя в природе. В Дзогчене существует интересная взаимосвязь между позой и видением. В книге Согьяп Ринпоче «Дзогчен и Падмасамбхава» подробно описана техника Дзогчен и является отличным источником занний для начинающих.
Випашьяна — исключительно восприимчивое состояние ума
Следующим уровнем после достижения шаматхи, является випашьяна (особое прозрение, проникновение), которое дополняет умственные аспекты примерного обнаружения и тонкой прозорливости. Грубое обнаружение изучает объект и выделяет главную черту, присущую ему.
Тонкая проницательность, то есть активное восприятие мельчайших деталей природы отдельного явления посредством предыдущего скрупулезного исследования изучает объект более детально и различает его тонкие составляющие.
Ни первый, ни второй аспект не предусматривают вербального мышления несмотря на то, что именно им они могут быть вызваны. Итак, из двух типов медитации, випашьяна выделяет проницательный.
После достижения нами шаматхи и примерного (приблизительного) обнаружения главной особенности объекта сосредоточения, випашьяна дополняет его умственным аспектом проницательности. При этом, мы не утрачиваем имеющуюся степень сосредоточения шаматхи.
Помимо прочего, дополнительно к состоянию готовности (как физической, так и умственной), которое появилось благодаря шаматхе (когда мы способны сохранять поглощенную концентрацию на объекте столько времени, сколько пожелаем), випашьяна присоединяет второе чувство физической и умственной готовности (понимание тончайших нюансов объекта). Випашьяна может быть сконцентрирована не только на пустотности (несмотря на то, что в сутре это именно так), но и на каждом объекте, который мы выбрали для сосредоточения, достигая шаматхи.
Итак, достигнув чувства випашьяны имеется ввиду соединение совмещенной пары (шаматхи и випашьяны). В каждой такой паре одна из составных частей (шаматха) достигается первой, а потом другая часть (випашьяна) подключается к ней. Можно стараться достичь випашьяны, не получив шаматхи, однако, в реальности, невозможно достигнуть випашьяны, не достигнув предварительно шаматхи.
Заключение
Шаматха и випашьяна сформулированы в деталях в учении Ламрим Ченмо «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения «Чже Цонкапы, который является основоположником буддийского направления Гелуг.
Исследовав все виды сосредоточенного ума, включающие в себя умственную устойчивость, концентрацию внимания, поглощенное состояние, полную поглощенность, последующее достижение, а также шаматху и випашьяну, поняв их тонкости и особенности, мы получаем возможность достижения любого из перечисленных состояний в технике медитации, не смешивая их из-за незнания.