Индийская философия вайшешика: что это такео?

Индийская философия вайшешика похожа на философию ньяя. Такая философия представляет собой аналитический тип. Есть небольшая разница между этими философиями.

Вайшешика – это атомистическая теория, которой уделяется должное внимание на разработке вещей и такой теории придерживается ньяйики.

А ньяи уделяет наибольшее значение именно исследованию всех процессов и методов познания в целом. Эти две школы имеют много общего, и какое-то время рассматривались как одно целое.

Индийская философия вайшешика

Впервые философия вайшешика была рассказана мудрецом

Улукой по прозвищу Махарши Канада в период с III – II вв. до н. э. Как раз таки именно этот мудрец и является автором «Вайшешика сутра» и это было самое первое изложение теории вайшешики и которое не осталось без внимания.

Канада является основателем школы вайшешики, а его прозвище означает как ни что иное – пожиратель атомов и обозначает его систему.

В основе высококачественного состояния вещей и оснований их становления лежит субстанция. Материальные блага, предстающие перед человеком и воспринимаемые им в облике реальностей и есть реальность в действительности, взятая в ее сущности. Вследствие этого субстанция и есть сущность вещей, основа их свойств, но стоящая за пределами качества и над ним. Впрочем, при том, что субстанция познается через эти качества, она владеет всеми этими качествами.

Главную мысль, которую пропагандировали в индийской философии была «философия природы» и все стремительно пытались рационально ее объяснить по всему миру. Последователи данной философии объясняли, что все знания могут быть приобретены путем наблюдения. Главная цель философии вайшешики освободить нас от нас самих путем познания окружающей нашей реальности. Выйшешика – это не единственное ее название, также вы не редко можете услышать вишеша, что означает различие или особенность. Вишеша – это древнеиндийская школа философии, которая опирается на теорию независимых оснований.

Цель философской мудрости вайшешика

основывается на освобождении своего человеческого «Я», в освобождении от всех мирских страданий, которые обусловлены незнанием этого мира. Чтобы освободиться, необходимо обрести истинное познание реальности. Постижение мира и бытия предполагает исследование всех категорий реальности.

Вайшешика определяет основные свойства основ строения Вселенной. Благодаря этому, она выходит за рамки лишь философии, формулируя физиологические законы мироздания. Данная система заявляет, что настоящую индивидуальность следует отыскивать в особенностях нашего мира. Не обращая внимания на то, что отдельные «я» выступают в косметические и общественные дела, сквозь которые они себя демонстрируют. Все же в данных отношениях они сохраняют собственную оригинальность. Вследствие этого, вайшешика исключает любую попытку опровержения независимости любой отдельной человеческой индивидуальности, предполагая в их объединении только больше своей индивидуальности.

Более выдающейся частью учения вайшешика считается атомистическая теория, объясняющая тот мир Вселенной, которая происходит из физических составляющих и подвержена появлению и разрушению. И в случае, если у греческого философа Демокрита атомы не качественные, то для вайшешики Канады любой атом владеет собственной особенностью. Вселенная сотворена из атомов, но движущей мощью считается Бог, действующий в согласии с законом кармы.

Чтобы что-то сделать, необходимо сначала

это разрушить, собственно, это то, что и делает Бог, разлагая все на первичные составляющие. Когда кто-то обжигает горшок, он распадается на атомы и из них появляется новенький горшок. Так как это случается очень быстро, наш взгляд не замечает этого. Тем более, атом неразрушим, двойка атомов не вечна, лишь только тройка — мало воспринимаемый объект. Вследствие этого, вселенная беспрерывно меняется, разрушается и снова обновляется.

7 видов действительности

Согласно данной философии, есть семь видов действительности или же элементов Вселенной — падартх, которые выступают как объекты знания.

  1. Падартха – это то, что выделяет познание обо всем. Все во Вселенной возможно обрисовать с поддержкой падартх. Философия вайшешика наступает с изложениями о теории падартхах. Из этих теорий шесть являются позитивными. Безусловно все проявления мира укладываются в эти шесть падартх и с их поддержкой возможно изучить все объекты божественного мира:
  2. Дравья – материя, вещество, субстанция. В переводе с санскрита означает еще вещь, предмет, актив, имущество, золото, оригинальность, лицо.
  3. Гуна – качество.
  4. Карма – воздействие, перемещение, действие, влекущие за собой собственные результаты и являющиеся предпосылкой новых рождений. Вселенский закон воздаяния, причинно-следственная связь с деятельностью.
  5. Саманья – всеобщность, неопределенность.
  6. Вишеша – индивидуальность, оригинальность, часть.
  7. Самавая – неделимость, присущность.

Этика вайшешики базирована на постулатах священного писания. Методика моральных обязательств базирована на конкретных обликах морального долга: вере, ненасилии ко всему живому, благожелательности, правдивости, целостности, половой чистоте, чистоте мыслей, отказа от гнева, собственной чистоплотности, использование очищающих веществ, преданности к божеству, соблюдению поста, не пренебрежение нравственными прямыми обязанностями.

Соблюдение морального долга разрешает человеку добиться великих совершений в том случае, если это делается из чистых помыслов.

В рассмотрении совокупных основ в философии вайшешики заканчивает анализ ведущих постулатов и положений брахманических систем, потому что все они подтверждают авторитет Вед. Шесть ортодоксальных учебных заведений: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя и вайшешика — считаются религиозными школами философской Индии.

Особенность вишеша

Индивидуальность вишеша считается прямой противоположностью категории совместного саманья. Под особенностью можно воспринимать что-то присущее лишь только предоставленной субстанции, которая не содержит частей и считается нескончаемой. Таковы, к примеру, субстанции: место, время, Акаша, умы, души, а еще атомы земли, воды, света и воздуха.

Дравья – материя, вещество, субстанция

Философия задается вопросами. Как можно отличить один ум от другого? Каким образом одни атомы воды отличаются от других? Мы знаем то, чем они являются, но это отличие невозможно приписать различием в элементах их частей. Потому что они совсем не имеют никаких частей. В это же время они идентичны во всех отношениях. Значит, мы обязаны принять некоторую индивидуальность, или же своеобразный нрав субстанций, благодаря чему они отличаются друг от друга. Категория вишеша означает данный особый нрав субстанций, которые по-другому были бы неразличимыми.

Особенности вишеша присущи нескончаемым веществам, они сами считаются нескончаемыми. Не нужно мыслить в таком ключе, что вишеша содержит отношение ко всем обыденным вещам, как посуда, стулья или столы. Вишеша не состоит из разных частей. Вследствие этого для объяснения их различий не потребуется никаких категории, похожей вишеше. Только за то время, когда мы имеем дело с первичными различиями не имеющих частей нескончаемых субстанций, мы обязаны принять жизнь в первозданном виде, или же непроизводных, индивидуальных особенностей, именуемых вишешей.

Есть бессчетное количество индивидуальных особенностей, в которых они существуют. В случае если особенность отличается по свойственным его качествам, то последние можно отличить самих по себе. Благодаря этому особенность представляется почти всеми первичностями при анализе и разъяснении различных вещей. Особенности сами по себе не имеют шансов быть воспринятыми: они, как и атомы, считаются сверхчувственными сущностями.

Особенным вкладом вайшешиков в философию считается классификация реалий и атомистической космологии. Вайшешик принимает все различия между позитивными и отрицательными причинами и считает, собственно, и то, и другое надлежит быть реальным и беспристрастными. Не считая этого, они разделяют положительные моменты на те, которые есть во времени и пространстве, и те, которые не находятся в них. Вещество, качество и воздействие считаются положительными вещами, которые есть во времени и пространстве.

Теория атомов вайшешиков дает собой последующую разработку простого в индийской философии осознания мира как составленного из физических составляющих: земли, воды, воздуха и огня. Она представляет собой последующее становление материалистических описаний о том, что все вещи, охватывая жизнь, ум и понимание, считаются трансформациями и механическими продуктами атомов материи.

В философии вайшешика гармонически смешивается атомистическая теория с моральным и спиритуалистическим взглядом на жизнь, а еще с теистической верой в бога как создателя и морального высшего звена во всей вселенной. Впрочем, теизм в системе вайшешика не проведен поочередно, дабы сделать бога создателем не только лишь нашей природы, но еще и ее изначальных составных частей – атомов, разумов и душ, дабы узреть бога во всей действительности.

Инна

Здравствуйте, меня зовут Инна, и я занимаюсь йогой более 10 лет, за это время я наработала огромный опыт, это сайт я создала чтобы делиться полезной и практической информацией с вами! Буду благодарна, если вы опишите свой опыт или мнение в комментарии, успехов вам в йоге, надеюсь она принесёт только пользу и радость

Оцените автора
YogaPoza.ru
Добавить комментарий