Что такое техника дзогчен и в чем она заключается

Тибетская история и культура не менее древняя нежели история Индии и Китая. В древности Тибет называли царством Шаншунг, а основной религией был бон, который еще имеет название бон-по.

По мнению Его Святейшества Далай Ламы началом буддизма на Тибете приходится на царствование царя Лхатотори Ньенцена (V-VI век до н.э.).

В VII веке знаменитые индийские мастера Вималамитру и Шантаракшиту были приглашены царем Трисонг-Децен на Тибет, куда через некоторое время прибыл мудрейший учитель тантризма Падмасамбхава.

Что такое техника дзогчен и в чем она заключается?

В итоге, страна Тибет оказалась под властью буддийского духовного лидера. В течение нескольких веков «просветленным» властелином Тибета является Далай Лама. В настоящее время правителем Тибета, независимо на вторжение Китая, является Его Святейшество Далай Лама ХIV.

страна Тибет оказалась под властью буддийского духовного лидера

И как не парадоксально, но не Индия (родина буддизма), а именно Тибет является полностью буддийской страной. Что касается Индии, то, на сегодня, там буддизма почти нет. Исходя из этого, Тибет до нынешнего времени считается центром буддизма, где много монастырей и монахов.

Относительно направлений, в тибетском буддизме есть разные школы и учения, а также сложившиеся традиции. Следует выделить главные школы буддизма в этом государстве: Нинмала, Гелугпа, Кагьюпа и Сакьяпа.

Вся вековая мудрость состоит не в истории страны либо отдельного народа, а в том насколько возможно людям обрести счастье в какой-либо жизни (настоящей либо последующей). Счастье не может существовать вне границ нас самих. Со временем, все течет и меняется.

Суть тибетского буддизма, в основе которого истина Будды, состоит в том, как двигаться к счастью, избегая страдания.

Будда

Основателем и главной фигурой в буддизме является Сиддхартха Гаутама. Истории из его жизни, его мысли, разговоры с учениками и монастырские заветы были собраны воедино после его смерти и стали основной идеей буддийского закона — «Трипитаки». Кроме того, Будда является ключевой фигурой различных дхармических религий, к примеру, бона и индуизма. В Средние века, в Пуранах Индии (к примеру, в Бхагавата-пуране) Будда вошел в число аватар Вишну, заменив Баларама.

Как правило, его изображают в позе лотоса, когда он восседает на лотосовом троне. Над головой Будды святой нимб, который олицетворяет просветление, волосы, чаще всего, имеют синий цвет и собраны в шишку не темени. Будда держит чашу, предназначенную для подаяний. Рядом могут быть изображены два ученика.

Для чего развивать сострадание?

По теории тибетского буддизма, мы перерождаемся много раз, причем все живые существа в какие-то времена являлись нашими родителями. Сострадание приносит душе покой и оказывает благотворное влияние на физическую оболочку человека. Даже в медицине имеет место теория, что злость и раздражение способно вызывать разного рода заболевания.

Человек, которого не заботит никто, кроме него самого, беден, его внутренний мир узок, он испытывает страх, неудовлетворенность окружающим миром и собой, разного рода беспокойство. Когда же человек думает и заботится не только о себе, но и о других, его жизнь преображается, его личные проблемы и страдания не играют первостепенную роль, они уходят и исчезают. Так представлено развитие бодхичитты либо сострадания.

Имеет место и другая сторона альтруизма, так как одним из направлений буддизма является приобретение лучшего рождения в другой жизни. А это становится достижимым, если не причинять боли и вреда окружающим.

В буддизме, для того чтобы развить чувство сострадания, существуют разные медитации, а также этому способствуют мысли о всеобщем равенстве. Эгоистичная любовь к себе является причиной несчастий. Одной из основных практик возникновения сострадания считается признание всех существ частью себя, а также возможность представить себя на месте другого существа.

Сутра, тантра, дзогчен

Тибетский буддизм впитал в себя наилучшие позиции изначального буддизма, что сделало его основой на долгие столетия. Все сутры учения Будды применяются и используются в буддийской философии.

Что значит сутра?

Учение сутры представляет собой учение о законах, следование которым приводит к избавлению от страданий, к искоренению превращений и обретению полного счастья. Тантра использует человеческую энергию, воображение и работу с каналами, которые находятся в физическом теле. Известны следующие тантры: Калачакра, Чакрасамвара и Гухьясамаджа.

Сущность учения Дзогчен

Ум не имеет самого ума

Так как его природа — ясный свет.

Так можно представить состояние Дзогчен, иными словами Ум Будды.

Учения Сутры больше имеют связь с уровнем тела, где присутствуют различные предписания нравственного плана для нормы буддийского поведения, то уровень Тантры в большей степени имеет связь с энергией. Что касается Дзогчен, то он напрямую связан с умом и суть учения Дзогчен транслируется через наш ум. В тибетском буддизме Дзогчен — это основа всех учений и конечного этапа воплощения.

В основе учения Дзогчен лежит не медитация, а накопленные знания. И воплощение учения осуществляется путем использования знания, которое мы приобретаем исходя из нашего опыта и сострадания. Одним из самых великих реализаций в Дзогчен считается обретение Радужного тела (когда после смерти не остается физической оболочки).

Однозначного мнения относительно понятия дзогчен не существует. Кто-то считает, что это религия, кто-то дает определение дзогчен как школы буддизма, а некоторые называют и вовсе «сектой», вызывая негативное отношение к учению. Но, по большому счету, ни одно из этих определений не характеризует дзогчен в полной мере.

Само слово можно перевести как:

— дзог — «окончание» либо «завершение»,

— чен — «абсолют» либо «совершенство».

Итак, дзогчен — это абсолютная завершенность. В буквальном смысле означает знание об окончание человеческого создания, проявляющееся, как это не парадоксально, в первоначальном состоянии. Можно относиться к нему как угодно, однако, суть его при этом не меняется — это первоначальное состояние, способы его достижения и созданное на их основе учение.

Для чего развивать сострадание?

В чем состоит суть этого состояния? Как правило, мы представляем себя в неразрывной связи с телом, мышлением, окружающим пространством, считая, что именно это и есть реальность. Отсюда вытекает, что мы испытываем различные чувства (любовь, злость), строим видение мира на основе своих суждений и оценок, что подтверждает, что мы живем в неведении. Такая жизнь ведет нас к постоянным страданиям (дукха). Чтобы от них избавиться, необходимо прежде всего понять свою истинную природу.

Мысли появляются ниоткуда и направляются в никуда, сознание существует независимо от времени и пространства, а истина пребывает за гранью нашего сознания. Только вырвавшись за пределы обыденного, возможно уяснить естественное происхождение ума — дзогчен.

Для лучшего понимания основы учения, приверженцы дзогчен приводят хорошее сравнение человека с зеркалом. В зеркале можно увидеть отражение окружающего мира, вещей либо предметов, их внешний облик. Однако нельзя понять природу самой зеркальной поверхности. А она состоит в том, чтобы воспроизводить отражение чисто, без учета осуждающих аспектов, либо оценивающих отражаемый объект. Само отражение не влияет на зеркальную поверхность, она остается в неизменном виде.

Учитель дзогчен Гараб Дордже, который получил знание от самого Будды Шакьямуни, создал три главных принципа учения:

— знания должны быть получены от опытного учителя,

— отказ от любых сомнений,

— постоянное нахождение в первоначальном состоянии.

Иными словами, узнав тайны, которые были раскрыты мастером дзогчен, не следует сомневаться в подлинности этих знаний. Наоборот, необходимо стремиться достичь первоначального состояния и оставаться в нем всегда.

Цель дзогчен и передача знаний

Главная цель дзогчен — очищение ума, избавление его от рамок разума. Нужно понять, что его не стоит отождествлять с процессом познания, чтобы обрести внутреннюю гармонию.

Передача учения дзогчен последователям осуществляется посредством посвящения их в тайны опытным учителем. Зачастую при этом используются притчи, легенды, в этом состоит символизм учебного процесса. Основной упор идет на знания, а не на медитацию. Если последователь не грамотен во многих вопросах, то не стоит ждать больших результатов от выполнения практики.

Надо сказать, что в России дзогчен-община довольно большая. Встречи мастера Намкая Норбу Ринпоче с приверженцами учения часто проводится в столице и в республике Крым. Эти встречи организуются в виде семинаров, масштабных медитативных практик, а также бесед. В настоящее время, последователи имеют возможность знакомиться с основами учения через аудиокниги.

Заключение

Со времен Будды Шакьямуни прошло около двух с половиной тысячелетий. Очень многое изменилось за этот период времени, в том числе и внутренняя природа людей. Вероятно, в этом кроется секрет интереса общества к учению дзогчен.

Инна

Здравствуйте, меня зовут Инна, и я занимаюсь йогой более 10 лет, за это время я наработала огромный опыт, это сайт я создала чтобы делиться полезной и практической информацией с вами! Буду благодарна, если вы опишите свой опыт или мнение в комментарии, успехов вам в йоге, надеюсь она принесёт только пользу и радость

Оцените автора
YogaPoza.ru
Добавить комментарий