Буддизм – что такое ниббана

Согласно учению Готама, возможно достижение возникновения различных явлений таким образом, что они полностью прекращают создаваться.

Тогда появляется другая реальность, другой объект. Это заключение принадлежит Будде.

Он понял, что после прекращения возникновения всех совокупностей, остается что-то еще. Такое открытие сделал Будда, назвав его «пробуждением», сидя под деревом.

Он понял, как создаются совокупности, и что происходит в реальности, когда они прекращают возникать. К примеру, что происходит с морской волной, которая исчезает на берегу. Ведь вода остается, как остается песок и прибрежные скалы, но волны больше не существует.

Буддизм – что такое ниббана

Проследим, что происходит с потухшим огнем: пепел никуда не пропал, как не исчезли и камни, окружающие пепел, а также тепло, полученное от огня. Осталось все, только огонь прекратился. Тоже самое происходит, когда в доме выключен свет, все осталось на месте, хотя и не видно.

Шаг вперед

То, что смог ощутить Будда, было исчезновением всяческих образов и всех ощущений (звуков, вкуса, запаха), и что было уникальностью, так это исчезновение всех типов умственного мышления, то есть, прекратилось любое восприятие. Это был шаг вперед, который сделал Готама. Он постиг прекращение сознания, которое некоторые называют неземным, духовным, возвышенным, он увидел прекращение того восприятия. В том, что называют безграничным, запредельным, состоянием просветления — Будда смог увидеть прекращение всего этого.  Возникает вопрос: «А что же остается?»

Психические явления

Это очень сложно объяснить, однако, несомненно, что это есть нечто. Будда определил это как объекты, входящие в состав вселенной. По его мнению, вселенная складывается из четырех уникальных факторов. Они присутствуют везде и всем о них известно:

— Материальные явления, которые принято называть материей.

— Психические явления — восприятия, фантазии, ощущения и т.д.

— Сознание, которое способно постигать явления материального и психического направления. К ним относится, существующий в реальности, четвертый объект.

— То, что мы не можем увидеть, так как слушаем звуки либо получаем удовольствие от духовного или мистического состояния. Мы его не осязаем, но понимаем что-то еще. Мы осознаем наличие материальных и психических явлений.

Происхождение слова «ниббана»

Именно четвертому объекту, состоянию, которое открыл пробужденный Готама, он дал определение ниббана. Именно ниббана, а не нирвана! Он применил конкретное слово, которое до него не было известно ни одному человеку. Было много попыток перевести это слово, среди прочих версий, можно назвать следующие: «отсутствие привязанности», «остановленное дыхание» и т.д.  Важен не перевод, а понимание, что оно означает. Раз уж это объект, то к нему необходимо применить термин.

В соответствии с учением Будды, весь мир сформирован из четырех позиций:

  1. Сознание, способное к познанию мира.
  2. Материальные явления, которые способно познать наше сознание.
  3. Психические явления, которые способно познать наше сознание.
  4. Ниббана, париниббана.

Фиксация

Каждый раз, когда появляется сознание, оно имеет связь со своим объектом. Это именуются фиксацией, «упадана». К примеру, если небольшой шарик из хлеба бросить в стекло, как зачастую делают дети, он прилипнет к поверхности. Это упадана способствует приклеиванию шарика к стеклу. Другим примером может стать бумажный лист с липкой поверхностью на обороте.

Таким образом и сознание взаимодействует со своим объектом. Это естественный процесс, сознание действует даже в тех, кто от всего освобожден, подобно монаху Готама либо просветленному Будде. В любом состоянии (разговаривая либо шагая, сознание привязано к своему объекту). И даже тот факт, что ниббана — особенный объект, но ведь все-таки объект! Соответственно, он постигается сознанием.

Материальные явления

В случае исчезновения материальных либо психических феноменов, сознание способно сфокусироваться на то, что осталось. Это ниббана. Ниббану нельзя ощутить, находясь в бессознательном состоянии, отсюда следует, что Будда ВИДЕЛ ниббану, он ее ощутил и прикоснулся к ней. Поскольку фиксация очень кратковременна, то Будда мог видеть ниббану в течение недолгого времени.

Ниббана пуста

Ниббана — это особенный объект, его возможно ощутить, понять, увидеть, но он не проявляется, точно так же, как и никогда не прекращается. Ниббана не наполнена ничем, в ней нет ни звуков, ни запахов, НИЧЕГО. Ее можно сравнить с пустым помещением, в котором никого нет, и ничего нет. Как правило, в таком случае говорят: «Это пустое помещение». Если бы там присутствовал хотя бы стул, то так уже сказать было бы нельзя.

Тоже применимо и в «Сутте о пустоте». Будда сказал: «Ниббана пуста», но не «Ниббана — это пустота». В ней нет того, что не соответствует ее природе. Это надоедливое сознание с его постоянной особенностью привязываться к тому, что присутствует в поле зрения, проецируется на ниббану. Однако, это продолжается недолго, невозможно быть привязанным к ниббане, так как она пуста. Проецируясь на ниббану, сознание как бы падает, скатывается обратно, оно не может пребывать там длительное время. Оно возвращается и опять начинает осознавать, мысли, музыку, вкус и т.д.

Будда перед смертью рассказал о пути нашего сознания, мы не должны чувствовать опасность, следую по нему. Конечно, это не происходит стихийно, это итог больших усилий.

Два метода реализации ниббаны

Когда просветленное существо умирает, его сознание проецируется на ниббану. В момент смерти оно прекращается, остается ниббана, которая не имеет никакого сознания. Тело впоследствии разложится, и затем все завершится. Это можно сравнить с волной, исчезающей на берегу. То же можно отнести и к Будде. В момент смерти все прекращается, и сознание больше не возникает.

А как подтвердить такие заключения? По словам Будды, он достиг ниббаны еще будучи живым, однако, как доказать, что, умирая все совокупности исчезают и остается лишь ниббана? Достигнуть ниббаны можно при жизни, не помня опыт. Это и было испытано Буддой, когда, достигнув пробуждения он снова вошел в ниббану, так как, по определению, сознание не может долго проецироваться на ниббане. Это объясняет тот факт, что он ничего не помнил. Это два типа ниббаны.

Нередко можно слышать фразу: «Он был в сознании, однако не видел и не слышал ничего».  Объект, который он осознал, был пуст.

Исчезновение сознания

Второй метод реализации ниббаны происходит без остаточного сознания. Нет ничего, что можно прокомментировать, сделать либо о чем-то сказать.  Из-за прекращения сознания исчезает памятование.

Если долго тренировать метод монаха Готамы, то возможно полное исчезновение как материальных, так и физических явлений, а потом и сознания, которое способно воспринимать их как собственные объекты. Тогда можно испытать нечто совершенно новое и необычное – ниббану — тот объект, который возможно увидеть и осознать. И когда это случится, можно понять, что в ней отсутствуют образы, звуки и любые другие ощущения.

Второй метод подвластен только тем, кто способен полностью освободиться, арахантам, которые могут испытать ниббану с полным исчезновением сознания.

Заключение

Понимание ниббаны имеет большое значение для тех, кто слушает и следует наставлениям Будды, так как правильное восприятие — это самый начальный этап Благородного Восьмеричного Пути. «Очищению должно предшествовать прояснение» — как сказал буддийский мудрец Бхиккху Ньянанда.

Инна

Здравствуйте, меня зовут Инна, и я занимаюсь йогой более 10 лет, за это время я наработала огромный опыт, это сайт я создала чтобы делиться полезной и практической информацией с вами! Буду благодарна, если вы опишите свой опыт или мнение в комментарии, успехов вам в йоге, надеюсь она принесёт только пользу и радость

Оцените автора
YogaPoza.ru
Добавить комментарий