Система Гухьясамаджи, множественная литература на данную тематику, которую следует читать и изучать, позволяет нам понять какие процессы происходят в сансаре, а также, что с нами происходит в действительности.
Даже если нам не удастся достичь высочайшего уровня, на котором возможно практиковать, весьма полезно осознать, что происходит в реальности, продлевая страдания в сансаре.
Гухьясамаджа тантра — одно из самых главных писаний тантрического буддизма. Полная форма включает в себя семнадцать глав, однако, обособленная «пояснительная тантра», которую называют Поздней тантрой, нередко принимают за ее восемнадцатую главу.
Что такое система Гухьясамаджи
Объяснения многих ученых сводятся к тому, что
изначально основа работы заключалась в первых двенадцати главах, а последующие (начиная с тринадцатой) дополнили ядро работы как пояснительный материал.
В Индии ее считают Йогой либо Махайога Тантрой. В Тибете она называется Непревзойденной Йогой тантрой. Гухьясамаджи тантра была сохранена в санкритских рукописях, а также ее описание представлено в тибетских и китайских переводах.
История Гухьясамаджи
По мнению некоторых ученых на Западе, появление этой тантры приходится на начало VIII века, так как первое упоминание о ней появилось в тексте, написанном Амогхаваджра (согдианским монахом) именно в середине 8 века. Это был перевод 18 текстов на китайский язык и одним из них был Гухьясамаджа. Согдианцы на тот момент являлись основными торговцами, которые осуществляли свою деятельность по Великому шелковому пути и, соответственно, они сделали большое количество переводов на китайский язык.
Имеют место различные версии. Одна из них, которую выдвинули ученые Запада, это традиционная интерпретация истории данной тантры. Согласно этой версии, Будда выступил как Ваджрадхар и преподнес систему Гухьясамаджи, звучащую на китайском как Ургьен, царю Индрабхути и царю Уддияны. Не совсем понятно, как воспринимать эту информацию. Так как позже от Индрабхути просматриваются большое число разных линий, впрочем, не только от Индрабхути. Если анализировать линии передачи, имеется направление передачи коренной тантры, кроме того, есть линия передачи посвящения, а также этапа зарождения и садханы. В садхане Гухьясамаджи приводится молитва, которая адресуется к линии передачи. Прослеживаются различные исторические этапы: первоначально мы обращаемся к Ваджрадхаре, который передал данную тантру проявлению Манджушри, а тот, в свою очередь — Нагарджуне. Кроме того, имеют место отдельные линии передачи конечной стадии. Как с этим разобраться?
Для начала, следует отступить от понимания истории, трактуемое западными учеными. Тут не имеется ввиду, что Будда, по подобию могущественного Бога, поведал свое слово Иисусу либо Моисею, либо Муххаммеду, а затем это слово перейдет от Будды (как Ваджрадхары) людям. Однако, не о том речь. Мы, следуя известным нам традициям, можем представить все это аналогично какому-либо откровению, описанному в Библии.
Однако, относительно индийских традиций, все несколько иначе и неважно о буддизме либо индуизме идет речь. В этих религиях трактовка истории происходит совсем по-другому. Мы привыкли воспринимать историю линейно и опираемся на известные исторические события и факты. Что же касается индийской трактовки истории, то она в значительной мере сопряжена с мифом (по определению Запада). Индийское представление о Кришне с его девами-пастушками не менее реально, как, к примеру, царь Ашока. И когда мы говорим об истории, то она призвана что-либо продемонстрировать, обрисовать, чему-либо научить, а не просто представить некоторые факты. Не только в буддийской тантре, но и махаянских сутрах есть немало историй, повествующих о том, что кому-то Будда передал учение, которое впоследствии было преподнесено нагам, и передавалось далее.
Ваджрадхара — это тантрическое выражение природы ясного света, которая для каждого из нас присуща и индивидуальна. Все мы можем достичь истины, так как каждый человек имеет ум ясного света. Данное понимание приходит к каждому человеку от Будды Ваджрадхары, так как это не объективный исторический объект в нашем западном восприятии. Человек, первоначально получивший откровение и впоследствии передавший его, не считается высшим пророком. Естественно, данное историческое лицо заслуживает почтения, однако, совершенно в другом подтексте, нежели так, как нами, к примеру, воспринимается Иисус либо Мухаммед.
Это необходимо для понимания, если мы рассуждаем о системе Гухьясамаджа и пытаемся проследить необычные версии линий передач, вытекающих из них либо, когда мы отслеживаем лиц, задействованных в данной передаче, а общая картина не вырисовывается, потому что речь идет о двух персонажах, между которыми имеется большой исторический разрыв. Когда возникают сомнения по поводу того, что тантрические учения, как и учения махаяны передавались устно до того времени, пока не получили описания на бумаге, и причиной сомнений является тот факт, что «так кажется», то это не является веским доводом, потому что ничему не противоречит.
Гухьясамаджа, как отцовская тантра
Система Гухьясамаджи является одной из самых первых тантрических систем, созданных в Индии в письменном виде. В соответствии с классификацией тантр, основанной школами новых переводов, данная тантра имеет прямое отношение к ануттарайоге. Это значит, что она взаимодействует с системами тонкого тела (чакрами, каналами и другими подобными факторами), что способствует открытию доступа к уму ясного света с целью применения его для достижения четырех тел будды.
Ануттарайога — тантра, основанная Цонкапа, классифицируется на отцовские тантры и материнские. Различие между ними состоят в том, что отцовская тантра дает исчерпывающую характеристику тому, что имеет определение иллюзорного тела, в то время как материнская основывается на практиках, способствующих развитию ума ясного света. Надо сказать, что отцовская тантра большое значение уделяет йогам, которые имеют отношение к управлению ветрами, применяемыми для достижения состояния ума на тончайшем уровне. Материнская тантра объясняет в деталях, как применять уровни увеличивающегося блаженного осознания, образующегося в центральном канале, чтобы достигнуть уровня ясного света, как владеть практиками (туммо, внутренний жар).
Среди отцовских тантр — Гухьясамаджи считается основной системой, которая главный акцент делает на метод, нежели на мудрость. Основная система Гухьясамаджи, которая применяется в традиции гелуг, насчитывает 32 божества. К примеру, в садхане метод, используемый на начальной стадии практики, когда вы работаете с собственным воображением, вы воображаете, что, находясь в образе будды испускаете 32 божества, каждый из которых оказывает помощь иным существам избавиться от беспокоящих вас эмоций либо препятствий. Это уникальная система, применяемая для достижения понимания необходимости вашего проявления огромным количеством способов, чтобы оказывать поддержку людям в преодолении возникающих у них проблем.
Так как это мощная система с огромным числом текстов, из нее следует, к примеру, шаблон, применяемый для практики этапа зарождения и окончательного этапа для иных тантрических систем. Говоря проще, структура, которая является базовой для практик других систем.
Чтобы достичь полного просветления, необходимо постоянно работать над развитием бодхичитты (состояния ума, которое вызвано такими чувствами как любовь, сострадание и исключительная решимость). Кратко, бодхичитта — это разум, который стремится к пробуждению. Достижение просветления аналогично приходу завтрашнего дня, когда наше просветление еще не достигнуто, однако, оно близко и мы стараемся сконцентрировать на нем внимание. Цель жизни — достижение личного просветления для того, чтобы приобрести возможность помогать окружающим в самом главном — достижении просветления.
Когда мы говорим о системе Гухьясамаджи, не нужно представлять себе, что имеется ввиду набор ритуалов. Важно понимать, что это общий шаблон, помогающий объяснять, какие процессы осуществляются в системе ануттарайога-тантры как на стадии зарождения, так и на завершенной. В системе находится масса информации о смерти, о нахождении в бардо и перевоплощении и как использовать эту информацию, как понять, что именно происходит. Кроме того, в системе содержится весь комплект понятий, который позволяет найти суть тантры из того сложного для понимания языка, на котором создан коренной текст.