Жизнь до рождения
Согласно легендам о Будде, его путь к пробуждению начался задолго до самого момента рождения. Это именуется колесом смены жизней и смертей.
Такое понятие известно, как «сансара». Этот калейдоскоп ограничен кармой (законом Вселенной), из которого следует, что дальнейшую человеческую судьбу определяют его действия (греховного либо праведного характера).
Итак, началом считается встреча Дипанкары (одного из 24-х будд) с достойным и богатым брахманом, которого звали Сумедхи.
Путь Будды к просветлению
Того поразило спокойствие и умиротворенность будды, и он дал себе слово достичь такого же состояния. Его стали называть бодхисаттвой, как зовут тех, то желает быть просветленным и покинуть состояние сансары, чтобы нести блага для всего живущего.
Со смертью Сумедхи, не исчезло его стремление к пробуждению. Именно этим объясняется его последующие рождения в разных телах. Таким образом бодхисаттва неустанно работал над своим совершенствованием и мудростью. По преданию, его предпоследнее рождение было среди дэвов (богов) и он заслужил возможность выбора места своего окончательного рождения.
Из официальной версии биографии Будды следует, что его отцом был богатый раджа Шуддходан, царь племени шакьев. По другой версии, Шуддоходан являлся членом собрания кшариев, которое состояло из владетельных воинов. Матерью Будды стала царица Махамайя, которая в ночь зачатия Будды увидела сон, что в нее вошел белый слон, имеющий шесть бивней.
По традиции шакьев, Махамайя должна была родить ребенка в доме своих родителей, однако, доехать туда она не успела, роды случились в пути. Будущий Будда появился на свет в роще Лумбини (Непал), под деревом ашока, а мать мальчика умерла спустя несколько дней.
Отшельник-провидец Асита, который пришел для того, чтобы благословить новорожденного, увидел на теле малыша 32 признака великого человека, что свидетельствовало о том, что в будущем ребенок станет либо великим правителем, либо святым.
Ребенок получил имя Сиддхартха Гаутама, что означает «тот, кто достиг своей цели». Восемь мудрых брахманов, приглашенных для того, чтобы предсказать его судьбу подтвердили, что ребенка ждет двойственная жизнь.
В 29 лет Сиддхартха Гаутама первый раз выйдя за границы дворца стал свидетелем четырех событий, которые повлияли на всю его жизнь. Это были:
— нищий старик,
— больной человек,
— мертвец,
— отшельник, который отрекся от жизни в миру.
Это зрелище привело Сиддхартха к мысли о неизбежности боли, старения, страданий и смерти. Их невозможно избежать никому, независимо от социального положения. Путь к спасению следует искать в самосознании, только так можно понять причины страданий.
Все увиденное побудило Будду Шакьямуни бросить свой дом, семью, отречься от прежней жизни и уйти на поиски пути для освобождения от страданий.
Он присоединился к странствующим аскетам и в течение шести лет вел аскетический образ жизни, стараясь найти единение Души и Вселенной. В конце концов, ему пришлось отказаться от пути аскетизма и стать на путь самосозерцания и медитации. Для Индии эти два направления были не новыми, но вывод, который делал Сиддхартха состоял в том, что есть «срединный путь», суть которого состоит в отказе от аскетизма, истязающего плоть и лени, которая препятствует пути к просвещению.
Медитации на протяжение трех ночей не привели к достижению просветления. А что же он достиг? В первую ночь Будда узнал о своих прошлых жизнях, что всего было 550 перерождений, в которых он был святым (83 раза), затем — великим царем (58 раз), 24 — монахом, после чего обезьяной (18 раз), торговцем, курицей, гусем, рыбой, слоном, кузнецом, даже лягушкой и т.д.
Вторая ночь принесла понимание закона, который управляет бескрайним циклом рождения, смерти и перевоплощения. Будда обозначил его «Драхма», это название стали применять и к самому учению Сиддхарты, которому он следовал до конца своих дней, а самого Сиддхарта стали звать Буддой, то есть «пробужденным».
Согласно учению Будды, не только человек, но и каждая часть Вселенной подлежит изменению, а также разложению. Все существующее должно исчезнуть. Все составляющие вселенной и человечества постоянно движутся. Они делятся на части и соединяются в новые конструкции. Все эти процессы подчиняются закону, который называется «Карма».
На протяжение третьей ночи Будда достиг понимания Четырех Благородных истин страдания (болезнь, тревога, горе, боль, смятение, отчаяние — все это имеет отношение к страданию, кроме того, невозможность достигнуть желаемого — тоже определяется как страдание). Избавление от страдания — это главная цель буддизма. Это полное отрешение от сансары (перерождений) и достижение нирваны.
Путь освобождения от сансары
В учении Будды освобождение от сансары возможно, если следовать Благородному Восьмеричному пути.
Путь, который складывается из восьми частей и каждое из восьми названий дополняется вначале словом «самьяк» (то есть правильный).
Восьмеричный путь Будды
Путь спасения Будды сформирован из восьми частей и название каждой из них начинается со слова «Самьяк», что значит «правильный, «совершенный».
Самьяк дришти, правильное видение
Первая часть представляет собой начальную стадию духовного просвещения и переживания. Каждый из нас по-разному приходит к этому. Одни воспринимают первое духовное волнение как результат личной драмы, потери либо несчастья. Жизнь выходит за грани привычного, возникают вопросы о смысле жизни и на этих руинах человек начинает задумываться о своем предназначении в жизни, глубже вникает в суть человеческой жизни, думает о ней. У некоторых данный этап начинается в результате стихийного мистического переживания. У других, совсем иначе, как следствие упорной и постоянной практики медитации. Если человек постоянно, успокаивает свой ум, то приходит ясность сознания, мыслей возникает меньше, такое состояние может возникнуть в результате приобретенного жизненного опыта. В основном это касается людей зрелого возраста.
Самьяк санкальпа, правильное отношение, размышления, отрешение от страстных желаний.
Многие практики, которые обрели первое понимание и некоторое время жизни занимались его развитием, достигли многого. Однако, умом понимая истину, рассказывая о ней, приводя цитаты из жизни, все-таки не могут полностью претворить его в практику. Суть в том, что теоретических знаний недостаточно. Пока сердце не прочувствовало то, что понял ум, нет духовной жизни и не важно, насколько активно действует наш мозг и каким-бы не был потенциал.
Самьяк вача, правильная речь — отсутствие лжи, наветов, пустых слов.
Большинство из нас позволяют себе немного отступать от истины (преувеличивать, приукрашивать). В умах многих интеллектуальный хаос. При необходимости мы можем воспроизвести то, о чем читали либо видели в фильмах, не всегда понимая смысла того, о чем говорим. Правдивая речь — это выражение того, что мы представляем собой в реальности, о чем нам подлинно известно. Правильная речь располагает к гармонии и пониманию.
Самьяк карманте, правильные действия
Взгляд Будды на данный аспект — важное значение имеет понятие нравственности. Нравственная жизнь — это совершение действий с наилучшими побуждениями, отсутствие воровства, неверности, насилия.
Самьяк адшива, правильный образ жизни
Метод зарабатывания средств к существованию не должен вредить другим. Первостепенно это относится к воздержанию от определенного рода занятий (к примеру, торговле людьми, наркотиками, оружием, предсказаниям будущего). Зарабатывать нужно столько, сколько необходимо для ведения скромной жизни. Свободное время нужно использовать для саморазвития и передачи знаний.
Самьяк вьяяма, правильное усилие
Духовную жизнь не стоит путать с праздным проведением времени, это совершенно противоположные понятия. Это сложный путь, частью которого является постоянная работа над собой. Зачастую мысли (в том числе и негативные) незаметно овладевают нашим умом. Нужна неустанная работа по совершенствованию умственного состояния. Важно научиться сохранять те состояния, которые мы сумели развить, бороться с порывами ненависти, делать добрые дела.
Самьяк смрити, правильное сознание. Важно осознавать свое эмоциональное состояние, тогда негативные состояния, которые связаны со страхом, злостью, вожделением отступают. Необходимо контролировать своими помыслы и поступки. Вспыльчивый человек, который научится развивать осознанность чувств, спустя какое-то время сможет осознавать свой гнев до того, как тот сможет развиться.
Самьяк самадхи, правильное самообладание. Данный этап предусматривает достижение высокогй степени взаимодействия бытия и сознания. Это глубокая сосредоточенность, умение освобождаться от всего, что тормозит развитие и движение вперед.
Первые две части Восьмеричного Пути относятся к самосозерцанию. Две последующих — к морали, шестая, седьмая и восьмая — к духовному самосознанию, дисциплине. Эти аспекты не являются чрезмерно суровыми, это срединный путь, исключающий строгие принципы, аскеза.
В четвертую ночь Будда постиг Три Характеристики Бытия. Мы представляем Бытие неким постоянством, на самом деле это цепь событий, наши стремления и потребности формируют ощущение постоянства. Все части бытия не имеют своего «Я». Человеку свойственно ошибаться относительно того, что он сформирован из постоянного «эго». Все части Бытия наполнены страданиями. Природа человека отрицает непостоянство.
Другим уроком жизни, полученным в четвертую ночь, стала доктрина причинности, которая гласит, что все непостоянно, но находится в подчинении причинно-следственной связи. Главными характеристиками причинности считаются: объективность, нужность, постоянство. Будда увидел, что во власти человека освобождение от сансары.
Постигнув все эти законы вселенной, Будда открыл путь к счастью (в Нирвану). Его первым желанием было воспользоваться своим открытием, но бог Брахма попросил его поведать людям о своих знаниях. На протяжение 44 лет деятельность Будды состояла в том, что он проповедовал новое учение, преподнося его разными способами, в зависимости от способностей аудитории. Благодаря этому, впоследствии возникло несколько течений буддизма.
Умер Будда в городке Кушинагар, он получил великое освобождение, которое в буддизме имеет название Паранирвана.
Заключение
Последователи Будды продолжили путь учителя и его учение быстро распространилось по азиатским странам, в потом в страны Европы и США. Приверженцы различных духовных школ и течений по-своему могут трактовать практику учения, но все они используют четыре благородных истины и части Восьмеричного Пути. Каждый из нас закончит свой жизненный путь одинаково — таинством смерти. По утверждению Будды, человек, который до наступления смертного часа смог преодолеть страсть, злость и невежество, не должен испытывать страх смерти, а также того, что последует за ней. Разум такого человека перейдет на уровень существования выше прежнего.