Практика памятования имеет буддийские корни. Для того, чтобы процесс памятования происходил плодотворно, следует учитывать умственные способности человека.
К умственным факторам относятся методы познания предмета, определяющие принцип познания, либо стимулирующие познание.
К примеру, интерес, который способствует возникновению желания к познанию; концентрация — фактор, который помогает развить познание; эмоции (страсть, гнев и т.д.) придают новые краски.
Памятование как главный умственный фактор
В современном мире практика памятования (осознанности) получила большое распространение в связи с тем, что данный метод способствует уменьшению стресса, адаптации к боли, повышению эффективности трудовой деятельности, а также улучшению жизни в целом.
Практика осознанности имеет происхождение из разных медитативных техник в буддизме и предопределяет умственное спокойствие, управление за дыханием, размышлениями, эмоциональным состоянием, чувствами радости и грусти, ощущениями физического характера и т.д.
Индийские буддийские источники
В буддийских источниках осознанность описывается как неотъемлемая часть разного рода медитаций. Основная позиция памятования в технике медитации — это сохранение в памяти, к примеру, воспоминаний о дыхании либо смерти. Ее цель состоит в том, чтобы помнить: это защищает объект от потери. В данном случае, памятование можно условно сравнить с «умственным клеем», который не отпускает объект концентрации. Когда осознанность присутствует на объекте, она подкрепляется распознанием какой-либо характеристики данного объекта, к примеру, изменчивости.
В «Сокровищнице особых тем знания», памятование находится в перечне десяти умственных аспектов, которые сопровождают все этапы познания. В данном случае, памятование присутствует постоянно, а не только в период медитации. По определению Васубандху (буддийский монах), памятование — это фактор ума, постоянно контролирующий и не отпускающий объект, благодаря этому он позволяет помнить об объекте даже спустя некоторое время.
В «Антологии особых разделов знания», буддийский мыслитель Асанга, причисляет памятование к пяти умственным аспектам уверенности. По его теории, возникновение памятования относится к периоду созидательного познания и четко и уверенно воспринимает объект. Цель памятования — пресечь рассеивание ума.
Объяснение Цонкапы
Тибетский мастер Цонкапа в «Большом руководстве по последовательным этапам пути», поясняет трактовку памятования, данную Асагой. Он рассказывает о трех свойствах памятования во время медитации:
— Оно закрепляется на уже известном объекте, а не на новом. Это объект, который нам знаком, и является созидательным (к примеру, воображаемый образ будды) либо нейтральный, не имеющих определения (к примеру, тело).
— Умственное сохранение объекта посредством памятования состоит в том, что мы помним о нем. «Помнить» не только значит, что, когда нам задуют вопрос об объекте, мы вспоминаем о нем. Это значит, что «прикрепив» ум к объекту, мы стремимся умственно удержать его, при этом, не допуская отвлечения из-за блуждания ума. Если внимание рассеяно даже минимально, значит мы потеряли памятование. Чтобы верно рассчитывать на памятование, необходимо сосредоточить внимание на объекте, убедить себя в том, что мы умственно привязали себя к нему, и постоянно поддерживаем силу концентрации, не давая уму воспринимать еще что-либо другое. Мы уверены в памятовании точно также, как чувствуем уверенность, когда доверяем себя доктору либо духовному наставнику, ощущая полное доверие в компетентности этого человека.
— Функция памятования — не позволять уму переключаться на другой объект, появившийся в поле зрения. Она не дает возможности вниманию забыть об объекте либо потерять его, поддерживая постоянную связь с ним.
Медитация памятования
Для того, чтобы достичь спокойного и стабильного состояния ума (шаматхи), необходимо, чтобы объект сосредоточения не менялся, к примеру, когда мы концентрируем внимание на воображаемом образе будды. Но, в технике памятования, каким образом она преподается на Западе, концентрируются на безостановочно меняющемся настоящем моменте изменяющегося объекта познания (умственного либо физического). С позиции объекта это скорее объясняет памятование с позиции, высказанной Васубандха (то есть, что памятование присутствует во всех эпизодах познания). В данном случае, в качестве объекта практикующий выбирает физическое чувство (к примеру, эмоцию, мысль), а не, к примеру, образ будды. Однако, по определению Асанги, концентрация внимания должна сопровождаться конкретикой и уверенностью.
Состояние осознания настоящего момента, относящееся к данной практике, в действительности включает в себя несколько умственных аспектов, которые присутствуют в буддийском анализе ума. Среди них следует выделить главные — само памятование, внимательность и заботу. Для более эффективного осуществления процесса, важно научиться распознавать каждый из аспектов по отдельности, для того чтобы поддерживать их, когда они теряют свою силу.
Памятование
Само понятие, именуемое нами как, «умственный клей», должно быть во взаимодействии с двумя другими умственными аспектами (различием и рассмотрением).
Различие концентрируется на отличительных признаках разных частей каждого эпизода нашего восприятия, выделяя каждое из них из основной массы. К примеру, оно отделяет чувство физической боли от других физических чувств, которые мы ощущаем в данный момент (например, ощущение температуры воздуха). Идеальное рассмотрение представляет объект в точных деталях, какой он в реальности, к примеру, боль — это просто физическое восприятие и больше ничего.
Благодаря памятованию, сопровождаемому различением и верным рассмотрением, мы сохраняем концентрацию внимания на постоянно меняющемся текущем моменте. Мы стремимся не утратить объект сосредоточения (его содержание) из-за того, что отвлекаемся. Отвлечение, зачастую, объясняется мыслями о том, что с нами происходило в прошлом либо предположением, что с нами произойдет в последующее время. Мы не разграничиваем их как содержимое текущего момента восприятия, при этом думая об их истории. В итоге, мы утрачиваем объект сосредоточения, потому что, отвлекаемся на размышления. Но если эффективно поддерживать необходимое состояние ума, не отвлекаясь на мысли, мы добьемся уверенного памятования, не забывающего об объекте. Итак, памятование функционирует как умственный клей, концентрируя наше внимание на непрерывно меняющемся настоящем моменте восприятия.
Комментируя содержание «Различение середины и крайностей» (Асанги), Стхирамати (буддийский ученый-монах) поясняет, что необходимо периодически напоминать себе об объекте сосредоточения, это способствует сохранению памятования. Иными словами, мы мысленно проговариваем определенное слово, которое способствует укреплению памятования. Это подтверждает теорию Васубандха о том, что в памятование входит способность замечать объект. По мнению Цонкапа, если мы отвергаем данную версию, утверждая, что в словесном напоминании нет необходимости, развить крепкое памятование и внимательность будет крайне сложно.
Бдительность
Это умственный фактор, отвечающий за то, насколько памятование способно удерживать объект сосредоточения. Надо отметить, что в определенном смысле, бдительность — это составляющая крепкого памятования. По утверждению Цонкапа, при сильном памятовании, мы автоматически поддерживаем его без отвлечения.
Бдительность не следует воспринимать, как независимый контролирующий ум, отделенный от практикующего ума. Бдительность фиксирует отклонения в нашем памятовании и, кроме того, сигнализирует о том, что требуется корректировка сосредоточения и новой установки памятования путем восстанавливающего внимания. А для того, чтобы бдительность и восстанавливающее внимание эффективно работали, необходимо обратить внимание на третий фактор практики памятования, именуемым как заботливое отношение.
Заботливое отношение
Это умственный фактор, в функции которого входит забота о нашем умственном состоянии. Он защищает наш ум, препятствуя различным отклонениям разрушительного свойства и направляет его в сторону созидания.
По утверждению Васубандха, если в определенный момент мы не обнаруживаем тяги к объекту сосредоточения, то мы забываем о нем. Но заботливость выше влечения (тяги) и мы применяем восстанавливающее внимание для того, чтобы скорректировать умственное сохранение с позиции памятования, когда бдительность обнаружила сбой. Если заботливость отсутствует, мы не придаем значения, что мы забыли о настоящем моменте (объекта сосредоточения), даже в том случае, если зафиксировано отвлечение. Итак, заботливость — это то, на чем базируется самодисциплина, с ее помощью мы защищаемся от разрушительного поведения.
Bag-yod (тибетский термин), применимый для заботливости, в буквальном значении переводится как «обладать осторожностью», что имеет противоположное значение беспечности (bag-med), то есть отсутствию осторожности. Обладая заботливым отношением, мы ведем себя трезво, разумно и отвечаем за состояние своего ума.
Итак, в практике памятования задействована сложная схема умственных факторов, которые сконцентрированы на непрерывно меняющемся содержании объекта сосредоточения. Помимо трех главных факторов памятования имеют место также различие, верное рассмотрение, этический самоконтроль и, при необходимости, восстанавливающее внимание. Чтобы грамотно развивать каждую из этих позиций, необходимо распознавание. В медитации памятования распознавание не заключено в рамки сосредоточения на каком-либо объекте, к примеру, на изменении каждого момента восприятия. Оно концентрируется на разных факторах состояния нашего интеллекта, когда мы занимаемся медитацией.
Книга Алена Уоллеса «Четыре применения памятования» будет интересна тем, кто желает изучить и применить на практике метод, названный Буддой прямым путем к просветлению. В книге доступно изложены практические приемы, применение которых позволит любому человеку (независимо от его веры) развить памятование, достичь внутреннего спокойствия и освободиться от страданий.
Умственное воспитание
В наши дни, педагоги и психологи большое значение придают разработке правильных методов умственного воспитания и развития детей школьного возраста. Это объясняется необходимостью формирования активного и творческого образа мышления у детей в процессе учебы. Очень важно грамотно диагностировать степень умственного развития школьников, обучающихся по разным учебным программам.
Умственное воспитание представляет собой единый процесс умственного развития, а также создания мотивации к обучению. Основными задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:
— сенсорное воспитание,
— развитие умственной деятельности,
— постановка речи.
Формирование навыков
Формирование навыков физического труда и умений, имеющих отношение к таким видам труда, как ручной, хозяйственно-бытовой и т.д. оказывает благотворное влияние на развитие детей с ограниченными возможностями, помогая в социальной адаптации.
Одним из главных условий формирования навыков считается многократное повторение. В итоге многократных повторений действия преобразуются, теряют осознанную целенаправленность, метод их осуществления автоматизируется, и они видоизменяются в навык.
Автоматизация умственного труда вовсе не значит, что мышление сводится к навыку. Новые предлагаемые к решению задачи требуют использования знаний в иных условиях, а мышление снова приобретает масштабную форму, начиная анализировать измененный материал. Умственные навыки, как и любые другие, выступают в данном случае отдельными компонентами творческой работы мысли, которые облегчают нахождение новых решений.
Социальные навыки — это способности человека, позволяющие ему решать коммуникационные вопросы. Социальные навыки следует считать основными умениями лидера, являясь по сути, высшей степенью эмоционального интеллекта.
Если говорить о теории физического воспитания человека, то часто применяется термин — «физические способности». Он означает индивидуальные способности, которые определяют степень возможностей человека двигаться, но не всех, а только таких, которые связаны с успешностью происхождения той или иной двигательной работы. Каждый человек обладает индивидуальными физическими способностями.
Итоги
Особенности навыков таковы, что их приобретение не может быть мгновенным, в частности если речь идет о сложных двигательных навыках, их получение происходит поэтапно, при этом следует выделить четыре основных этапа (предварительный, аналитический, синтетический и заключительный — аналитический). Примером может стать процесс обучения пилота на тренажере.