Буддизм — это религия преодоления страдания. Именно избавление от страданий является основной целью буддизма. Для того, чтобы освободиться от них необходимо усмирить свой ум.
В сознании человека, выбравшего данное философское направление, происходят кардинальные перемены, так как буддизм, в сравнении, к примеру, с христианством, иудаизмом либо исламом, смотрит на жизнь совершенно иначе.
В других религиях главенствующая роль принадлежит божественной сущности, в его превосходстве над волей человека. Бог имеет абсолютное господство над людьми, и они должны беспрекословно подчиняться ему.
Основная цель буддизма – избавление от страдания
В этих религиях мысли человека и стремления должны быть направлены исключительно от верующего к Богу, путем молитв, жизни, которая строится в соответствии с церковными законами. Буддизм же рассматривает жизнь в другом ключе и проповедует духовные поиски, которые направлены внутрь своего сознания для того, чтобы найти истину и достичь гармонию с духовным началом.
Четыре базовые благородные истины буддизма
Драхма (буддистские учения) основаны на следующих главных истинах:
- Дуккха (страдание).
- Самудайя (причина страдания).
- Ниродха (прекращение страдания).
- Магга (путь к прекращению страдания).
В сущности, это четыре этапа на пути к достижению нирваны
Дуккха — первая истина
С точки зрения буддизма, «страдание» не имеет того смысла, который придается данному понятию в христианстве. Для христиан, понятие «страдание» ассоциируется с горем, бедствием, утратой, болезнью. Философия страдания в буддизме намного обширнее и затрагивает все области жизни, при этом, не ограничиваясь лишь физическими проявлениями.
Дуккха — это страдание, но не столько физическое, сколько духовное, порожденное несовершенством бытия. В человеческом обществе всегда присутствует дисбаланс между желаемым и реальным. Иными словами, в жизни всегда имеет место недостаток чего-либо, что ведет к страданиям. К примеру, если имеешь материальные блага, то теряешь родных, если живы близкие, но кто-то болен и т.д. В буддизме идея страдания — это неудовлетворенность настоящим, тем, что у тебя есть, нереальность достижения идеала. В этом смысле страдание заполняет жизнь и человек не может поменять законы природы. В его силах только найти гармонию с самим собой. Затем следует второй этап — осознание причин собственных жизненных трудностей.
Самудайя
Причина страдания заключается в том, что человек не может получить желаемое. Мы хотим богатства, но приобретая его, приходит понимание, что этого недостаточно и мы желаем чего-то еще. Получение желаемого не заменяет страдание, а только усугубляет его. Чем больше желаем, тем большее постигаем разочарование, когда достигаем желаемого. Желания человека с течением времени тоже меняются. То, к чему было стремление и желание достичь его любой ценой, в действительности, оказалось ненужным на последующих этапах жизни. В итоге, мы разочаровываемся, что, по сути, является одним из видов страдания. Поэтому, мы сами являемся основной причиной страдания, то есть, то, что находится внутри нас (наша жажда, страсть, помыслы и т.д.).
Ниродха
«Ниродха» переводится как «контроль». Освободиться от мучений и исправить свое состояние возможно только прекратив страдать. Для этого нужно устранить причину, которая влияет на возникновение этих чувств. Это наши пожелания, мечты, увлечения, страсти. Чувство неудовлетворенности приносит и собственность, потому что в нас присутствует страх потерять то, что мы имеем, желание приумножить то, что есть на сегодня и следить за тем, чтобы собственность поддерживалась в хорошем состоянии.
Мечты являются источником страданий в любом случае: и когда они сбываются, и когда разбиваются. Для того, чтобы избавиться от мучений, нужно отказаться от бессмысленных мечтаний и радоваться тому, что есть сегодня, самим моментом бытия. Страсти необходимо держать под контролем, так как необузданные желания являются причиной самых больших переживаний и неудовлетворенности действительностью. Зачастую, нами овладевают желания обладать любимым человеком любой ценой, однако, зачастую, страстная любовь имеет свойство перерождаться в ненависть. Действенный способ не страдать — это контролировать свои чувства.
Путь освобождения от страдания посредством контроля над своими желаниями и страстями делает буддиста свободным и приближает к особому состоянию, именуемому «нирваной». Это наивысшее наслаждение, свободное от страдания, означающее полное взаимодействие с духовным началом и всемирным «Я». Человек ощущается себя не отдельной личностью, а частичкой Вселенной.
Магга
Пути избавления от Дуккхи у каждого человека могут быть разными. Кто-то предпочитает окунуться в пучину страстей для того, чтобы избавить себя от боли утраты, пытаясь заглушить разочарование другими связями и мечтами, кто-то находится в постоянном страхе страдания, выбирая аскетизм и отрешение от всего, пытаясь обрести счастье через истязание своей плоти. Эти оба способа — крайности, которые не способны принести удовлетворения.
Понятие философии буддизма заключается в выборе срединного пути, который состоит в концентрации своих внутренних сил и возможностей. Другими словами, это Благородный Восьмеричный путь, в состав которого входит восемь состояний. Преодолев эти состояния человек может достичь состояния нирваны. Восемь состояний делятся на три стадии (этапа), которые преодолевать следует вдумчиво и постепенно.
Они называются: шила (нравственность, включающая в себя совершенную речь, совершенное поведение и совершенный образ жизни), самадхи (дисциплина, заключающаяся в правильном усердии, самоконтроле и полной концентрации) и панья (мудрость, включающая в себя правильное воззрение и правильное мышление).
Преодолев перечисленные этапы, человек ощущает наслаждение и благополучие, а потом входит в нирвану, освободившись от всех типов страданий.
Основные принципы буддизма были сформулированы самим Буддой. Все четыре истины взаимосвязаны: первая представлена как факт болезни, вторая — определение диагноза, третья — определение процесса лечения, четвертая — назначение лекарственных препаратов. Следуя логической цепочке, можно представить, что Будда — это опытный специалист, а его учение (четыре благородных истины) — это метод лечения, а нирвана представляет собой здоровье, как физическое, так и психологическое.
Заключение
К пониманию фундаментальной причины страдания Будда пришел самостоятельно в результате глубокого анализа своей жизни и себя. Он не требовал от своих учеников беспрекословно следовать его учению, предлагая подвергать проверке его изречения. В противовес другим религиям и верованиям, в которых основным моментом является тема, что слово бога не подвергается сомнению и требует беспрекословного подчинения, буддизм притягивает свободой выбора и силы.
Отрицание страдания означает, что ваши настоящие чувства сдерживаются и подавляются, что приводит к тому, что вы также оказываетесь отрезанными от всех ваших других чувств, а не только от неприятных. Жизнь становится более поверхностной и пустой, потому что любая глубина настоящих чувств оказалась недосягаемой. Сопротивление страданию означает, что через вас не течет жизненная сила — то, кто вы есть на самом деле, скрыто.