Прежде чем говорить о Будде, надо отметить, что для описания его биографии и восстановления некоторых моментов его жизни, материала очень мало.
Поэтому, повествование о нем складывается из ряда буддийских рассказов, из труда, который называется «Буддачарита» (в переводе звучит как «Жизнь Будды»). Автор этой работы — Ашвагхоша (проповедник из Индии, он же драматург и поэт).
Еще одним источником является произведение «Лалитавистара» («Подробное описание игр Будды»). Над созданием этого труда работали несколько авторов.
Кто такой Будда – история жизни великого мыслителя
Стоит отметить, что первые произведения, которые имеют отношение к Пробужденному (Будде) появились только через четыреста лет после его смерти. Надо понимать, что древние индийцы в своих работах не придерживались хронологии событий. Основными освещаемыми темами были философские размышления. Обращаясь к буддийским текстам, понятно, что самый важный аспект в рассказах о нем — это повествование о его мыслях, а не о времени, к которому они относятся.
Жизнь до рождения
Анализируя рассказы и истории о Будде возникает мысль, что его восхождение к просветлению и полному пониманию действительности началось задолго до момента его рождения. Это целый цикл жизней и смертей. Данное понятие имеет название «сансара». Этот цикл происходит в рамках кармы — закона Вселенной, из которого следует, что действия человека (греховные либо благочестивые) формируют его судьбу, то есть то, что ему начертано (страдания и благо).
Итак, началом считается встреча одного из 24-х будд Дипанкары с мудрым и богатым брахманом, принадлежащим к высшему сословию, Сумедхи, которого поразило спокойствие и невозмутимость будды. Сумедхи дал себе слово, что он сможет стать таким же. Его стали называть бодхисаттвой — так именовали тех, кто старался найти путь к пробуждению, чтобы покинуть состояние сансары.
Сумедхи умер, однако его стремление к просветлению осталось жить и проявилось в его рождении в разных телесных оболочках. Бодхисаттва продолжал работать над совершенствованием своего сострадания и мудрости. Есть мнение, что его последнее рождения сбыло среди дэвов (богов) и он приобрел возможность для выбора самого наилучшего места для своего последнего рождения на свет. Его выбор пал на семью достойного царя шакьев. Он был убежден в том, что проповеди человека, имеющего благородное происхождение, быстрее найдут путь к сердцам людей.
Семья, зачатие и рождение
По официальной версии отцом Будды был племени Шуддходана — раджа и царь племени шакьев — Шуддходана, проживающего в предгорьях Гималаев. Интересным фактом является то, что Гаутама — это его род, аналог фамилии.
Существует и другая версия, согласно которой Шуддходана относился к могущественному сословию в Древней Индии и был членом собрания кшатриев.
Матерью Будды стала Махамайя (царица колиев). В ночь, когда случилось зачатие она увидела сон, что в нее вошел белый слон, наделенный шестью бивнями.
Согласно установленных обычаев шакьев, роды царицы должны были состояться в доме ее родителей, однако, Махамайя не успела добраться туда и все произошло в пути. Ребенок появился на свет в роще Лумбини (в наши дни, это место находится в стране Непал в Южной Азии, а поселение расположено в округе Рупандехи). Будущий мыслитель и мудрец родился под деревом ашока. Случилось это событие во втором после начала года месяце, который называется вайшакха (он продолжается с 21-го апреля по 21 мая).
По легенде, царица Махамайя прожила после родов всего несколько дней.
Чтобы благословить новорожденного, из обители в горах позвали отшельника-провидца Асита. Осматривая ребенка, он заметил на теле множество признаков (32!) необычного человека. Провидец предположил, что ребенок может стать или царем (чакравартином) или святым.
Спустя пять дней после рождения, мальчику дали имя Сиддхартха Гаутама. Что означает в переводе «тот, кто добился своей цели». Для того, чтобы определить будущее ребенка, были приглашены восемь брахманов-мудрецов, которые пришли к выводу, что мальчика ждет двойственная жизнь.
Юность
Воспитывала ребенка Маха Праджапати, которая приходилась младшей сестрой его умершей матери. Отец тоже воспитывал сына и желал, чтобы тот в будущем стал великим царем. Он любыми способами старался оградить ребенка от философских учений о страданиях людей, так как всегда помнил о предсказанной ему двойственной судьбе. Для мальчика было построено три роскошных дворца.
Будущий Будда развивался активнее своих ровесников, причем, это проявлялось во всех сферах (в спорте, учении и т.д.). Однако, самый большой интерес у парня был к размышлениям.
После того, как парню исполнилось 16 лет он женился на принцессе Яшодхара, которая было его ровесницей. Через несколько лет в новой семье появился мальчик по имени Рахула. Он стал единственным ребенком Будды. Интересным фактом считается то, что рождение ребенка совпало с затмением луны. Впоследствии для мальчика, Будда будет не только отцом, но и выступит в образе учителя. Рахула в будущем станет архатом — человеком, достигшим просветления и освободившимся от состояния сансары. Мальчик ощущал просветление даже тогда, когда просто находился рядом с отцом.
До 29 лет Сиддхартха жил в богатстве и роскоши, как и подобает принцу столицы Капилавасту, однако, его не покидала мысль, материальные богатства не могут быть его жизненным предназначением.
Событие, изменившее его жизнь Будды
Однажды, прогуливаясь за пределами дворца, Сиддхартка Гаутама увидел то, что повлияло на его дальнейшую жизнь:
— нищий старик,
— больной человек,
— разлагающийся труп,
— отшельник, который отказался от жизни в миру.
Все это навело Сиддхартха на мысль насколько сурова действительность. Интересно, что это актуально и в современной реальности. Он понял неотвратимость важных четырех моментов: старения, болезни, страдания, смерти. Спасением может стать только самопознание, понимание причин мучений.
Этот день многое изменил, все, что увидел Будда Шакьямуни заставило его уйти из дома, оставить свою семью и все богатства. Он отрекся от прежней жизни, его целью стал поиск правильного пути, который избавит от страданий.
Обретение знаний
Этот день положил начало новой жизни и истории Будды. Согласно легенде, когда Сиддхартха покидал дворец, боги приглушили цокот копыт его лошади, чтобы не раскрылась тайна. Когда принц оказался за городом, он поменялся одеждами с нищим, которого встретил, затем отпустил своего слугу. Это событие названо «Великим Отправлением».
В городе Раджагриху (округ Наланда) Сиддхартха стал вести жизнь аскета, он даже просил милостыни на городских улицах. Когда об этом стало известно, царь Бимбисара предложил Сиддхартха трон, однако, тот отказался от предложения, пообещав, что посетит царство Магадха когда достигнет просветления.
Покинув Раджагриху (ныне Раджгир), Будда попал к двум брахманам-отшельникам. Там он стал постигать йогическую медитацию. После того, как он освоил учение, он стал учеником мудреца, которого звали Удака Рамапутта. Именно он научил Будду самому высокому уровню медитативной концентрации, после чего тот продолжил свой путь.
Сиддхартха поставил себе цель — попасть в юго-восточную Индию. И он сделал это, в компании пяти человек, которые также жаждали постичь истину, он пришел к монаху Каундиньи. Учение монаха состояло в суровых способах (аскеза, различные обеты, самоистязание, а также умерщвление плоти).
Целых шесть лет потребовалось до обретения понимания, что подобное существование не дает ясности ума, а только затмевает его и изнуряет плоть. Это сподвигло Гаутама искать другой путь. Он вспомнил, когда, будучи ребенком, в период празднования начала пахоты, он погрузился в транс и ощутил состояние блаженства и свежести. Это ни с чем не сравнимое состояние, приводящее сознание к успокоению, а в последствии к полной утрате, на какое-то время, психической активности.
Просветление
После того, когда Будда отказался от самоистязания, он начал путешествовать в одиночестве и так он странствовал пока не оказался в роще, которая расположена вблизи города Гайя (штат Бихар).
Когда он случайно попал в дом Суджаты Нанды, та приняла его за дух дерева, такой изможденный был у него вид. После того, когда женщина накормила его, он расположился под огромным фикусом и дал себе слово, что не поднимется пока не найдет путь к Истине.
Мара (демон-искуситель из царства богов) всячески пытался соблазнить Будду разными видениями и препятствовать медитации, но Гаутама выдержал все испытания, и демон отступил.
На протяжении 49 дней, Сиддхартха просидел под фикусом, прежде чем достиг Пробуждения. Это случилось в ночь, когда он родился. Ему исполнилось 35 лет. Именно в эту ночь он понял суть страданий человека, их причину и то, как люди могут достичь такого состояния.
Позже это знание было названо «Четырьмя Благородными Истинами». Кратко их можно обрисовать так: «Существует страдание. Имеется его причина, которой является желание. Конец страдания есть нирвана. Существует путь, ведущий к достижению нирваны, который называется Восьмеричным».
Гаутама в течение нескольких дней находился в состоянии самадхи (потери идеи своей индивидуальности), передавать ли приобретенные знания окружающим. Его терзали сомнения, смогут ли они найти путь к Пробуждению, ведь их жизни наполнены ложью, злостью и алчностью. Идеи же Просветления очень хрупкие, требующие особых возможностей для понимания. Однако, на защиту людей встал высший дэв Брахма Сахампати, он обратился к Гаутаму с просьбой, дать миру Учение, так как обязательно найдутся люди, которые его поймут, потому что оно им необходимо.
С того момента, когда Сиддхартха постиг Просветления, люди узнали кто такой Будда. Первыми, кому Будда стал учителем были торговцы Бхаллика и Тапусса, которым он преподнес по несколько своих волос. По приданию, эти волосы с головы Будды хранятся в позолоченной ступе, которая находится в Янгоне.
Позже Будда отправился в город Варанаси. Чтобы поделиться своими достижениями с бывшими учителями, но, к тому времени, их уже не было в живых. Тогда Будда пришел в пригород Сарнатх, где обратился к своим друзьям по аскезе с проповедью о восьмеричном пути и 4-х истинах. Все, кто его услышали впоследствии стали архатами.
Будда много странствовал по Индии, передавая свое Учение всем, кто хотел его слышать, независимо от того, кем эти люди являлись (воинами, уборщиками, торговцами).
Его отец, Шуддходан, узнав об этом, снарядил к сыну 10 делегаций, чтобы они убедили его вернуться обратно. Однако, жизнь принца осталась в прошлом и 9 из 10 экспедиций не вернулись, а примкнули к его сангхе и остались с Сиддхартхе. Приняв десятую делегацию, Будда согласился пойти в Капилавасту, но по пути движения он проповедовал Дхарму.
Придя в Капилавасту, к умирающему отцу, Гаутама поведал ему о Дхарме и Шуддходана перед смертью стал Архатом.
Затем он вернулся в Раджагаху, Маха, воспитавшая его, вместе с несколькими девушками последовала за ним, и Будда принял их, так как понял, что они способны к просветлению также, как и многие мужчины.
Смерть
Годы жизни Будды полны разных событий. В возрасте 80 лет, он сказал, что в ближайшее время достигнет Паринирваны (конечный пункт на пути к бессмертию) и покинет земное тело. Перед вступлением в данное состояние он поинтересовался у учеников, имеют ли они какие-либо вопросы к нему. Вопросы не последовали и тогда прозвучали последние слова Будды: «Все составные вещи недолговечны. Будьте усердными и идите к собственному высвобождению».
После смерти его кремировали, согласно традициям для Вселенского властителя. Останки Будды были поделены на 8 частей и размещены в ступы, которые были специально для этого созданы. Некоторые памятники существуют и в наши дни. К примеру, Храм Далада Малигава, в котором находится на хранении зуб великого мыслителя.
Чему учил Будда? Только пройдя такой трудный путь Будда смог ощутить высшее состояние совершенства души и оставить след в умах людей в виде особых знаний. Он является основателем буддизма (древнейшего мирового учения), имеющего огромное значение для человечества.
Празднование дня рождения Будды — великий день, который отмечают во всех государствах Восточной Азии, за исключением Японии. Дата каждый год меняется, однако, выпадает на апрель либо май.