Что такое бодхисаттва, коренные обеты бодхисаттвы

Что значит бодхисаттва? Само слово содержит два корня: «бодхи», что значит пробудиться и «саттва» — существо.

Бодхисаттва — это существо (человек), достигшее просветления, однако, не умершее как Будда, а оставшееся в этом мире для того, чтобы помогать людям, которые стремятся к духовному развитию и совершенствованию.

Надо сказать, что термин «бодхисаттва» применим к существу, реализовавшему первую бхуми, до этого используется название «джатисаттва».

Что такое бодхисаттва, коренные обеты бодхисаттвы

Бодхисаттвы, зачастую, живут в миру, в обществе людей

чтя обеты и твердо следуя по своему пути. Их отличительной особенностью является милосердие и сострадание по отношению к другим существам. К примеру, в «Сутре Вималакирти» есть эпизод о больном бодхисаттве. Когда его спросили от чего он болен, он сказал, что болезнь произошла от глубокого сострадания к больным людям. Он настолько проникся в суть проблемы, что заболел сам.

Воплощением сострадания является Бодхисаттва Самантабхадра, который защищает и оказывает покровительство тем, кто следует по пути изучения Драхмы. Появление таких существ на земле считается большим благом, так как бодхисаттвы влекут к себе желающих познать мудрость, исходящую от них. Кого-то просто нужно подтолкнуть, что бы он кардинально поменял свою жизнь.

Надо отметить, что в разных практиках буддизма само понятие несколько отличается друг от друга, точно также, как и общий подход к данному пути. Для мирян бодхисаттвы являются наставниками на пути просветления. В храмах можно увидеть статуи, изображающие бодхисаттв. К примеру, бодхисаттва Авалокитешвара часто изображается с множеством рук, Манджушри считается олицетворением мудрости и понимания. Особым почтением пользуется Майтрей, именуемый на языке пали как Меттей. В ближайшем будущем ожидается его воплощение на Земле в качестве будды, и с его приходом начнется Золотой век.

Обеты бодхисаттвы

Ученики получают обеты бодхисаттвы как в формате отдельной церемонии, так и в процессе танкрических посвящений. В сущности, каждое танкрическое посвящение предусматривает обновление обетов. Если обеты нельзя принять от мастера, то они могут быть переданы путем особой практики, осуществляемой в присутствии таких объектов как тело, речь и ум Будды.

Приняв обеты бодхисаттвы необходимо приступать к изучению и исполнению восемнадцати коренных обетов и сорока шести второстепенных. Следуя рекомендациям учителей, необходимо каждый день повторять перечень коренных падений, проникая в суть обетов; ежедневно рекомендуется читать молитву обновления обетов и, в случае нарушений, проводить очищение обетов применяя очистительные практики (к примеру, «Практику исповеди перед 35 Буддами»). Практика обновления обетов выполняется исключительно теми, кто их принял.

18 коренных падений бодхисаттвы

  1. Превозносить себя и принижать других.
  2. Не делиться с другими богатством и Драхмой.
  3. Не внимать извинениям окружающих либо бить их.
  4. Не принимать учения махаямы и вещать надуманные учения.
  5. Забирать себе подношения, которые предназначаются для трех Драгоценностей.
  6. Оставлять драхму.
  7. Расстригать монахов либо воровать их одеяния.
  8. Совершать такие бесчеловечные поступки как убийство родителей, архата, умышленное пролитие крови будды, совершение раскола в общине монахов.
  9. Поддерживать извращенные взгляды.
  10. Разрушать города.
  11. Проводить процесс обучения пустотности с теми, ум которых не имеет должной подготовленности.
  12. Препятствовать другим, идущим по пути просветления.
  13. Отторгать других от обетов пратимокши.
  14. Принижать колесницу шравак.
  15. Говорить ложные суждения о постижении пустотности.
  16. Брать то, что похищено у Трех Драгоценностей.
  17. Способствовать установлению несправедливой политики.
  18. Отрекаться от бодхичитты.

Коренное падение означает полную утрату обетов бохисаттвы, это возможно если реализация данных поступков (за исключением 9 и 18) происходит в комплексе с четырьмя аспектами — мы не видим пагубности в данном поступке; не отвергаем тягу к совершению вновь данного поступка; счастливы от того, что сделали; не испытываем чувства раскаяния либо стыда.

46 второстепенных падений бодхисаттвы

46 падений делятся на 7 категорий.

имеют отношение к нравственным совершенствам

Среди них присутствуют (первые шесть), которые имеют отношение к нравственным совершенствам; седьмая позиция посвящена возможности оказывать помощь другим; два действия, которые ослабляют нашу способность предоставлять другим материальные блага; два действия, наносящие вред нашим стремлениям защищать других от устрашающих ситуаций; два действия, в которых мы препятствуют другим в практике щедрости; действие, не предоставляющее совершенствованию щедрости дарования знаний; девять действий, которые наносят вред практике нравственного самосовершенствования; четыре действия, имеющих отношение к ситуациям, в которых мы больше думаем о других; три неправильных действия, относящиеся непосредственно к нашей деятельности; два действия, которые затрагивают как нас самих, так и других; четыре действия, которые наносят вред практике терпения; три действия, которые вредят практике положительной настойчивости; три действия, которые вредят практике концентрации; двенадцать действий, препятствующие работе на благо окружающих.

Путь бодхисаттвы заключается в самопожертвовании, это главное отличие его от архата. Бодхисаттва делает все исключительно для всеобщего благоденствия.

Заключение

Обеты бодхисаттвы сложно потерять полностью. Пока мы верим и чтим традиции, а также стремимся соблюдать обеты — утратить их невозможно. Если мы принимаем ложные суждения либо оставляем бодхичитту, а затем признаем свои ошибки, раскаиваясь и сожалея и принимаем обеты вновь, мы снова становимся на истинный путь и продолжим следовать по нему.

Инна

Здравствуйте, меня зовут Инна, и я занимаюсь йогой более 10 лет, за это время я наработала огромный опыт, это сайт я создала чтобы делиться полезной и практической информацией с вами! Буду благодарна, если вы опишите свой опыт или мнение в комментарии, успехов вам в йоге, надеюсь она принесёт только пользу и радость

Оцените автора
YogaPoza.ru
Добавить комментарий