Что значит бодхисаттва? Само слово содержит два корня: «бодхи», что значит пробудиться и «саттва» — существо.
Бодхисаттва — это существо (человек), достигшее просветления, однако, не умершее как Будда, а оставшееся в этом мире для того, чтобы помогать людям, которые стремятся к духовному развитию и совершенствованию.
Надо сказать, что термин «бодхисаттва» применим к существу, реализовавшему первую бхуми, до этого используется название «джатисаттва».
Что такое бодхисаттва, коренные обеты бодхисаттвы
Бодхисаттвы, зачастую, живут в миру, в обществе людей
чтя обеты и твердо следуя по своему пути. Их отличительной особенностью является милосердие и сострадание по отношению к другим существам. К примеру, в «Сутре Вималакирти» есть эпизод о больном бодхисаттве. Когда его спросили от чего он болен, он сказал, что болезнь произошла от глубокого сострадания к больным людям. Он настолько проникся в суть проблемы, что заболел сам.
Воплощением сострадания является Бодхисаттва Самантабхадра, который защищает и оказывает покровительство тем, кто следует по пути изучения Драхмы. Появление таких существ на земле считается большим благом, так как бодхисаттвы влекут к себе желающих познать мудрость, исходящую от них. Кого-то просто нужно подтолкнуть, что бы он кардинально поменял свою жизнь.
Надо отметить, что в разных практиках буддизма само понятие несколько отличается друг от друга, точно также, как и общий подход к данному пути. Для мирян бодхисаттвы являются наставниками на пути просветления. В храмах можно увидеть статуи, изображающие бодхисаттв. К примеру, бодхисаттва Авалокитешвара часто изображается с множеством рук, Манджушри считается олицетворением мудрости и понимания. Особым почтением пользуется Майтрей, именуемый на языке пали как Меттей. В ближайшем будущем ожидается его воплощение на Земле в качестве будды, и с его приходом начнется Золотой век.
Обеты бодхисаттвы
Ученики получают обеты бодхисаттвы как в формате отдельной церемонии, так и в процессе танкрических посвящений. В сущности, каждое танкрическое посвящение предусматривает обновление обетов. Если обеты нельзя принять от мастера, то они могут быть переданы путем особой практики, осуществляемой в присутствии таких объектов как тело, речь и ум Будды.
Приняв обеты бодхисаттвы необходимо приступать к изучению и исполнению восемнадцати коренных обетов и сорока шести второстепенных. Следуя рекомендациям учителей, необходимо каждый день повторять перечень коренных падений, проникая в суть обетов; ежедневно рекомендуется читать молитву обновления обетов и, в случае нарушений, проводить очищение обетов применяя очистительные практики (к примеру, «Практику исповеди перед 35 Буддами»). Практика обновления обетов выполняется исключительно теми, кто их принял.
18 коренных падений бодхисаттвы
- Превозносить себя и принижать других.
- Не делиться с другими богатством и Драхмой.
- Не внимать извинениям окружающих либо бить их.
- Не принимать учения махаямы и вещать надуманные учения.
- Забирать себе подношения, которые предназначаются для трех Драгоценностей.
- Оставлять драхму.
- Расстригать монахов либо воровать их одеяния.
- Совершать такие бесчеловечные поступки как убийство родителей, архата, умышленное пролитие крови будды, совершение раскола в общине монахов.
- Поддерживать извращенные взгляды.
- Разрушать города.
- Проводить процесс обучения пустотности с теми, ум которых не имеет должной подготовленности.
- Препятствовать другим, идущим по пути просветления.
- Отторгать других от обетов пратимокши.
- Принижать колесницу шравак.
- Говорить ложные суждения о постижении пустотности.
- Брать то, что похищено у Трех Драгоценностей.
- Способствовать установлению несправедливой политики.
- Отрекаться от бодхичитты.
Коренное падение означает полную утрату обетов бохисаттвы, это возможно если реализация данных поступков (за исключением 9 и 18) происходит в комплексе с четырьмя аспектами — мы не видим пагубности в данном поступке; не отвергаем тягу к совершению вновь данного поступка; счастливы от того, что сделали; не испытываем чувства раскаяния либо стыда.
46 второстепенных падений бодхисаттвы
46 падений делятся на 7 категорий.
Среди них присутствуют (первые шесть), которые имеют отношение к нравственным совершенствам; седьмая позиция посвящена возможности оказывать помощь другим; два действия, которые ослабляют нашу способность предоставлять другим материальные блага; два действия, наносящие вред нашим стремлениям защищать других от устрашающих ситуаций; два действия, в которых мы препятствуют другим в практике щедрости; действие, не предоставляющее совершенствованию щедрости дарования знаний; девять действий, которые наносят вред практике нравственного самосовершенствования; четыре действия, имеющих отношение к ситуациям, в которых мы больше думаем о других; три неправильных действия, относящиеся непосредственно к нашей деятельности; два действия, которые затрагивают как нас самих, так и других; четыре действия, которые наносят вред практике терпения; три действия, которые вредят практике положительной настойчивости; три действия, которые вредят практике концентрации; двенадцать действий, препятствующие работе на благо окружающих.
Путь бодхисаттвы заключается в самопожертвовании, это главное отличие его от архата. Бодхисаттва делает все исключительно для всеобщего благоденствия.
Заключение
Обеты бодхисаттвы сложно потерять полностью. Пока мы верим и чтим традиции, а также стремимся соблюдать обеты — утратить их невозможно. Если мы принимаем ложные суждения либо оставляем бодхичитту, а затем признаем свои ошибки, раскаиваясь и сожалея и принимаем обеты вновь, мы снова становимся на истинный путь и продолжим следовать по нему.